Архитектура погребальных сооружений античных государств северного Причерноморья
Глава «Архитектура погребальных сооружений» подраздела «Архитектура античных государств северного Причерноморья» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: Я.Я. Сорокина (Москва, Стройиздат, 1973)
Архитектура каменных склепов нагляднее всего представлена на Боспоре. Подкурганные склепы служили местом погребения боспорской эллинизированной знати, вышедшей из местной синдо-меотской среды. Поэтому в погребальных сооружениях Боспорского государства с его рано определившейся греко-туземной культурой четко прослеживается и сочетание элементов античной архитектуры и строительных традиций местных племен.
Появление каменных склепов, над которыми насыпались земляные насыпи, нередко обнесенные в нижней части каменной кладкой, крепидой, относится к началу IV в. до н.э. Склепы состояли из одной, реже — двух погребальных камер и входа, образующего длинный коридор — дромос. Для устройства погребальной камеры выкапывался большой котлован, который обкладывался хорошо обработанным штучным камнем. Стенки ступенчатых или пологих дромосов облицовывались тоже камнем или оставались земляными.
31. Пантикапей. Склеп Мелек-Чесменского кургана, IV в. до н.э. Продольный разрез. Планы потолка и пола. Поперечные разрезы |
Погребальные камеры различаются между собой устройством перекрытия. Наиболее ранним типом перекрытия была уступчатая конструкция, образованная напуском последующих рядов квадров одновременно по всем четырем сторонам помещения, примером чего может служить склеп Мелек-Чесменского кургана 2-й половины IV в. до н.э. (рис. 31). Кроме того, выделяется группа монументальных погребальных сооружений с полуциркульным сводом. Происхождение уступчатой конструкции перекрытия этих боспорских склепов истолковывают по-разному: в ней видят наследие архитектуры эгейского мира, влияние фракийского зодчества и, наконец, самостоятельное развитие, сочетавшее особенности местных типов погребальной архитектуры с эллинской. Наиболее яркими образцами склепов с уступчатым купольным перекрытием служат склепы Золотого и Царского курганов, расположенных вблизи Пантикапея. План их камер различен.
Камера склепа Золотого кургана была круглой диаметром 6,4 м и перекрыта уступчатым куполом высотой 9 м. Купол начинался с нижнего ряда кладки и состоял из 17 постепенно сужающихся концентрических рядов кладки, выложенной из тщательно обработанных блоков известняка. Дромос длиной 4,75 м тоже был перекрыт уступчатым сводом, пол его горизонтален. Земляная насыпь кургана над склепом была укреплена в нижней части мощной крепидой из циклопической каменной кладки.
32. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос: а — поперечный разрез дромоса; б — ступенчатый пандатив склепа; в — поперечный разрез склепа |
33. Пантикапей. Царский курган. Дромос |
Еще более грандиозным и монументальным погребальным сооружением является Царский курган, относящийся к IV в. до н.э. (рис. 32, 33). Этот памятник, прекрасно сохранившийся до наших дней, является уникальным сооружением античного зодчества. Он не находит себе аналогий ни среди погребальной архитектуры Северного Причерноморья, ни вне его территории. Почти квадратная в плане камера Царского кургана длиной 4,37 м шириной 4,22—4,25 м была выложена гладкими квадрами. Переход от стен камеры, образующих в нижней части квадрат, к купольному перекрытию осуществлен посредством уступчатых парусов, которые на высоте 4 м постепенно переходят к нависающим один над другим рядам кладки купола. Высота камеры достигает 9 м. С южной стороны камеры был расположен дромос длиной 36 м при средней ширине 2,5 м. Боковые стенки дромоса выложены каменными блоками с рустом. Примерно на середине длины дромос постепенно повышался и переходил в уступчатый свод высотой 7 м, считая от уровня пола. В целом все сооружение отличается тщательностью строительного выполнения, безукоризненными пропорциями и монументальностью.
Сверху над склепом была земляная насыпь 17-метровой вышины. Окружность кургана достигала 250 м.
Склепы с уступчатыми сводами сооружались до I в. до н.э. (например, склеп Пигмеев в Пантикапее), но время расцвета их строительства относится к IV в. до н.э. В первых веках н.э. из строительной практики их полностью вытеснили склепы с цилиндрическими сводами, появившиеся в конце IV в. до н.э. До конца эллинистической эпохи и те, и другие перекрытия сосуществуют, но уже в первые века н.э. цилиндрический свод становится господствующей формой перекрытия погребальных сооружений.
Если склепы с уступчатым сводом представляли своеобразное направление в архитектуре Боспора эллинистического времени, то склепы с полуцилиндрическим сводом относятся к архитектуре, связанной с традициями эллинского зодчества Балканского полуострова и Малой Азии.
Полуцилиндрические перекрытия более совершенны по конструкции. Под склеп выкапывался в материке котлован, соответствующий высоте стен склепа до пяты свода. Поэтому стены хорошо выдерживали распор, возникающий от веса перекрытия и земляной насыпи кургана поверх него. Свод из клиновидных камней, уложенных насухо, возводился на деревянной опалубке. Пята свода подчеркивалась карнизом простой формы. В случае штукатурки стен склепа эта конструктивная деталь выделялась декоративными средствами.
34. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э. Вход и роспись задней стены |
Образцом наиболее раннего склепа с полуцилиндрическим сводом может служить подкурганный каменный склеп начала III в. до н.э. на Васюринской горе на Таманском полуострове (рис. 34). Погребальное сооружение общей длиной 14 м состояло из двух помещений и дромоса. Дромос длиной 4,8 м представлял каменную лестницу, обрамленную стенами из камня, в которые по обеим сторонам спуска были вделаны каменные ящики, содержащие захоронение лошадей. Лестница вела в небольшое предкамерное помещение (длина 2,3 м, ширина около 3,7 м), перекрытое, как и сам склеп, каменным полуциркульным сводом. Погребальная камера высотой 3,38 м имела в плане форму не совсем правильного четырехугольника (длина 4,65—4,7 м, ширина 3,65—3,73 м).
Для кладки стен и свода применены известняковые плиты, скрепленные железными скобами, залитыми свинцом. Стены и потолок камеры оштукатурены и расписаны. Богатая роспись, являющаяся одним из лучших образцов монументальной живописи эпохи эллинизма, имитировала кладку стен здания типа героона. Вместо потолка, отсутствующего обычно у героонов, нарисован натянутый ковер.
35. Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы | |
36. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи задней стены, потолка и люнеток |
Сооружение каменных склепов продолжается по традиции в первых веках н.э. К этому времени относится склеп Еврисивия и Ареты (рис. 35), склеп Зевсова кургана в Ольвии и некоторые склепы Боспора.
Но в этот период становятся более характерными, особенно на Боспоре, погребальные сооружения, высеченные в материковой скале или вырезанные в твердом глинистом грунте. В их архитектуре прослеживается постепенная утрата понимания закономерностей тектоники и соответствующего выделения конструктивных элементов сооружения. Это явление наблюдается, например, в склепе Деметры в Пантикапее (рис. 36) 1-й половины I в. н.э., где отсутствует четкое членение стен и свода при помощи пяты, что строго выдерживалось в склепах предшествующего периода.
Стенам склепа на значительном расстоянии от потолка придан наклон, благодаря чему они постепенно переходили в полуцилиндрический свод. Пята свода была искусственно подчеркнута живописным изображением детикульного фриза. Отмеченный процесс завершается в позднеантичных и раннесредневековых склепах, открытых в районе Госпитальной улицы. В этих погребальных сооружениях наклон стен начинается почти у их основания и поэтому создается впечатление, что пята свода лежит примерно на уровне пола.
Боспорские склепы первых веков н.э. служат прекрасными источниками для изучения истории развития местной архитектуры. Но, кроме того, они дают представление о дальнейшей эволюции монументальной живописи.
В конце I в. до н.э. — I в. н.э. в настенной живописи сохраняются принципы структурного членения, применявшегося в росписях эллинистического времени. Однако новым элементом являются сюжетные изображения, которые обычно помещаются в люнетах свода. Образцы такой росписи можно видеть в склепе Анфистерия (рис. 37) и в склепе, открытом в 1891 г. в Пантикапее.
37. Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н.э. — начало I в. н.э. | |
38. Пантикапей. Росписи склепов Стасовского, 1-я половина II в. и Сабазиастов, III—IV вв. |
В I в. складывается новый, так называемый цветочный стиль росписи, который очень характерен для боспорской живописи не только этого времени, но и более позднего. В этих росписях потолок и стены понимались как единое целое и покрывались изображениями веток, гирлянд, листьев, лепестков и т.д. в сочетании с фигурными мифологическими сценами и сценами из реальной и загробной жизни. В этом стиле расписан ряд склепов, в том числе так называемый склеп Деметры, выделяющийся высокохудожественными росписями. Психологическая характеристика образа богини Деметры, изображение которой помещено было в центре сводчатого потолка склепа, отличается удивительной силой (см. рис. 36).
Инкрустационный стиль, появившийся в конце I—II в. н. э., передающий облицовку стены ценными породами камня и ее расчленение колоннами, во II в. часто применяется в сочетании с цветочным стилем росписи. Включаются также сюжетные изображения. Лучший пример росписи этого типа — в так называемом Стасовском склепе 1-й половины II в. в Пантикапее (рис. 38).
Живопись I—II вв. была многокрасочной и яркой, в III в. она почти полностью сменилась монохромной, рисунки все больше геометризировались и вырождались, что можно наблюдать в пантикапейских склепах Сабазиастов III—IV вв., роспись которых была нанесена прямо на стену без штукатурки.
Добавить комментарий