Зрелищные сооружения Рима эпохи Республики
Глава «Зрелищные сооружения» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.
Театры. В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях (рис. 46), примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н.э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н.э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.
46. Помпеи: 1 — Большой театр, III—II вв. до н.э. перестроен в 75 г. до н.э. Современный вид; 2 — план театров и Треугольного форума: а — Треугольный форум; б — Большой театр; в — Малый театр (Одеон); г — храм Изиды; д — портик театра,, позже казарма гладиаторов;3 — Малый театр, 1-я половина I в. до н.э. Орхестра | |
Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестр а, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).
При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.
Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80—75 гг. до н.э. сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27X27м) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними еще несколько рядов. Изменилась и форма орхестры — она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан. Театр был рассчитан (на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
47. Рим. Театр Помпея. 55—52 гг. до н.э. Разрез (реконструкция), план (фрагмент античного мраморного плана Рима) |
Самым значительным в республиканский период был театр Помпея на Марсовом поле в Риме (рис. 47) 55—42 гг. до н.э. По размерам и совершенству конструкции он означал новый этап в развитии римского театра. Театр Помпея был центром ансамбля, в который кроме него входил огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивавший ось композиции.
Сад окружали портики из колоннад и прямоугольных и полукруглых экседр, украшенных статуями и росписями. Они доходили до древних храмов Ларго Арджентина, включив их в ансамбль. Великолепные портики Помпея стали центром общественной жизни Рима: туда были перенесены заседания Сената (на одном из них был убит Цезарь). Театр Помпея уже целиком надземный. Места для 17 тыс. зрителей опирались на бетонные, облицованные ретикулатом субструкции и размещались четырьмя ярусами. Театр имел два обхода: внутренний, прорезанный в радиальных субструкциях, и наружный, проходивший вдоль полукруглого фасада (диаметром около 150 м). Середину фасада из ордерных аркад, сложенных из туфа и травертина, занимали высокие субструкции храма Венеры.
Театр Помпея — заключительное звено в формировании театра римского типа: надземного сооружения на субструкциях с системой кулуаров и выходов под местами для зрителей.
Амфитеатры. Гладиаторские игры и битвы с дикими животными происходили в амфитеатрах — сооружениях с эллиптической в плане ареной и повторявшим ее форму театроном (зрительскими местами). Это был чисто римский тип зрелищных сооружений, возникший вокруг удлиненной арены, форма которой определялась специфическим характером представлений — борьбой между двумя труппами гладиаторов, наступавшими друг на друга с противоположных концов площадки. Тип амфитеатра выработался в несохранившихся деревянных постройках раннего времени (об их существовании известно уже в III в. до н.э.).
От конца республики дошли только остатки амфитеатров в Сутри и в Помпеях.
Амфитеатр в Сутри целиком вырублен в скале. По своим очертаниям он еще близок к кругу: его размеры — 84X74 м, размеры арены — 50X40 м. Амфитеатр еще не был разделен на секторы лестницами, поэтому зрителям приходилось спускаться и подниматься к выходам по достаточно низким ступеням сидений. В оформлении двух арочных входов, расположенных по главной оси, и дверей кольцевого коридора вокруг арены явственно чувствуются не вполне изжитые этрусские приемы.
Римские амфитеатры далеко не сразу приобрели свойственные им впоследствии эллиптические очертания плана. Одну из ранних стадий развития воспроизводит хронологически более поздний амфитеатр в Луцерии (эпоха Августа), частично врезанный в склон горы. Его овальная форма еще не приобрела геометрической четкости (рис. 48).
48. Луцерия. Амфитеатр. Конец I в. до н.э. | |
49. Помпеи. Амфитеатр. 70 г. до н.э. Общий вид, план, лестницы входа, места для зрителей | |
Амфитеатр в Помпеях (рис. 49), построенный в 70 г. до н.э., тесно связан с рельефом местности. Арена (66,65x35,05 м) опущена ниже уровня земли. Часть мест для зрителей вырыта в почве, а вынутая земля образует засыпку между стенами, поддерживающими верхнюю часть сооружения. С двух сторон амфитеатр опирается на крепостные стены города. Фасад образован двумя ярусами аркад. С площади на завершающую амфитеатр галерею вели четыре лестницы (из них две двойные).
В массиве под зрительскими местами устроены «ладовые, помещения для гладиаторов, зверей и охраны, а также проходы на арену и на площадь. Проходы еще не радиальны, но перпендикулярны большой оси арены. Подий — парапет, ограждающий арену, сохранил со стороны зрительного зала остатки росписей с изображением гладиаторских игр. Амфитеатр вмещал 20 тыс. зрителей, размеры его осей 105X140 м. От непогоды зрителей защищал веларий — тент, растянутый на стойках, укрепленных по верху двух башен крепостной стены, примыкавшей к амфитеатру (как изображено на помпейской фреске).
Цирки. Подобно греческим ипподромам и стадиям римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Постепенное сложение этого типа сооружений позволяет проследить самое древнее из них — Большой цирк Рима. Он возник еще в царскую эпоху в долине между холмами Палатином и Авентином, на склонах которых располагались зрители. Со временем там были устроены деревянные скамьи, а несколько наискось от оси арены установлена низкая стена — спина, вокруг которой происходили бега. Арена длиной 480 м имела два входа по концам. Близ одного из них начинались состязания. В 329 г. там устроили загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта. На закругленной противоположной стороне арены в 196 г. до н.э. появились триумфальные ворота. В 174 г. до н.э. на концах спины были установлены меты — конические обелиски и рядом с ними в эдикулах по 7 дельфинов и по 7 яйцеобразных предметов. Они означали общее число кругов состязаний и постепенно убирались, показывая соревнующимся количество оставшихся кругов. К концу республики Большой цирк стал монументальным сооружением, все деревянные части которого были заменены каменными, а спина украсилась статуями и архитектурным декором. В средние века Большой цирк почти полностью исчез.
Этот тип зрелищных сооружений, целиком сложившийся в республиканский период, в дальнейшем не претерпел существенных изменений.
Добавить комментарий