Греция (иллюстрации). Архаика, классика, IV век до н.э. Брунов Н.И.

Храм Геры в Олимпии. VII в. до нашей эры. Один из древнейших греческих периптеральных храмов. Различную форму его частично сохранившихся колонн объясняют тем, что первоначальные деревянные колонны, приходившие в ветхость, постепенно, в разное время, заменялись каменными.

Храм в Термосе. VII в. до нашей эры. Типичный пример храма ранней архаической эпохи, когда канонический тип классического греческого периптера лишь складывался, но далеко еще окончательно не установился. Характерны для периода архаики сильная вытянутость храма с его 5 Х 15 колоннами и нечетное число колонн на узких сторонах, соответствующее единственному ряду внутренних колонн. Предполагают, что храм имел фронтон только с одной стороны.

Храм в Неандрии. VII в. до нашей эры. Здание представляет по своему плану и особенно по форме целлы один из любопытных вариантов архаических греческих периптеров и особенно замечательно своими капителями, которые называют эолийскими и относят к прототипам ионийской капители.

Храм C в Селинунте. Первая половина VI в. до нашей эры. Этот древнейший из храмов Селинунта (Сицилия) замечателен своим совершенно сложившимся дорийским триглифным фризом. Расположение метоп и триглифов в нем уже нормальное, так что каждой колонне соответствует триглиф, между каждыми двумя соседними колоннами расположено по триглифу.

Храм Аполлона в Коринфе. Первая половина VI в. до нашей эры (ближе к середине века). Следует отметить сильно вытянутую в длину форму этого здания, в котором насчитывается 6X15 колонн. Колонны очень толсты и приземисты (высота их составляет около 8,5 диаметров), капители очень широки, антаблемент чрезвычайно тяжел и массивен. Целла была двухчастная, одно из внутренних помещений служило, по-видимому, сокровищницей.

Пестум (южная Италия, около Неаполя), так называемая „базилика“. Вторая половина VI в. до нашей эры. Здание представляет собой обычный архаический периптеральный храм и названо было в новейшее время базиликой по ошибке. В нем ордер гораздо сильнее развит, чем в более древних памятниках, но в форме плана наблюдаются еще существенные отличия от канонического типа V в.

Локри (южная Италия). Храм второй половины VI в. до нашей эры. Здание близко по своему плану к так называемой  базилике в Пестуме, но в отличие от нее количество колонн на коротких сторонах уже четное, несмотря на то, что сохранился один ряд колонн внутри целлы.

Дельфы. Сокровищница сифносцев. Вторая половина VI в. до нашей эры. Сокровищницы при больших святилищах служили для хранения драгоценных приношений данному святилищу отдельными греческими городами. Их значение в истории древнегреческой архитектуры особенно велико потому, что в этих сокровищницах воспроизводились более старые, уже исчезнувшие к тому времени архитектурные типы, особенно тип антового храма.

Дельфы. Сокровищница афинян. Последнее десятилетие VI в. до нашей эры. Это — здание, ордер которого представляет собой совершенно сложившуюся дорийскую систему, важно еще и как воспроизведение антового храма.

Эфес (Малая Азия). Храм Артемиды. 563—548 гг. до нашей эры. Один из самых ранних примеров ионийского ордера, который развился, по-видимому, в первой половине VI в. до нашей эры в ионийских колониях Малой Азии в теснейшем контакте с иранскими архитектурными формами. Храм был совершенно перестроен в IV в. до нашей эры, но сохранившиеся фрагменты VI в. до нашей эры позволяют мысленно восстановить в общих чертах более старое здание и составить себе наглядное представление о своеобразном оформлении этого храма.

Олимпия. Храм Зевса. Первая половина V в. до нашей эры. Это здание, вместе с храмом Посейдона в Пестуме, ему современным, представляет собой уже окончательно сложившуюся каноническую систему дорийского периптера. Однако оба здания по проработке их форм и по общей архитектурно-художественной композиции находятся на пороге классического стиля эпохи Перикла в Афинах, наиболее совершенным выражением которого был Парфенон. В храме Зевса в Олимпии еще нет той окончательной слаженности форм и отношений, которая составляет основную ценность классической архитектуры Парфенона.

Пестум (южная Италия). Храм Посейдона. Первая половина V в. до нашей эры. Храм в Пестуме является одним из лучше всего сохранившихся древнегреческих дорийских периптеров, в котором отчасти сохранилась также и двухъярусная внутренняя колоннада целлы, чего мы не находим ни в одном другом памятнике. Формы храма Посейдона в Пестуме показывают нам, каким материалом располагали строители Парфенона при создании наиболее совершенного произведения классической греческой архитектуры.

Парфенон на Акрополе в Афинах. 447 — 438 гг. до нашей эры. Архитекторы Иктин и Калликрат. Здание в значительной своей части стоит на субструкциях, возводившихся в течение нескольких строительных периодов. От колонн внутри целлы ничего не сохранилось. По-видимому, колонны заднего помещения, в котором впоследствии хранилась казна Афинского морского союза, были так же двухъярусными, как и колонны внутри целлы.

Пропилеи на Акрополе в Афинах. 437 — 432 гг. до нашей эры. Архитектор Мнесикл. Первоначальный проект представлял собой, по-видимому, симметрическую композицию из двух крыльев с фронтоном на шести колоннах между ними. Средний пролет между двумя центральными колоннами шире остальных и предназначен для проезда. В 432 г. работа над Пропилеями была приостановлена. Монументальные ворота афинского Акрополя были закончены, в виде асимметрического здания, только в 421 г., в период перемирия разразившейся за это время пелопонесской войны. Очень часто забывают, что мраморная лестница перед Пропилеями относится уже к римскому времени и что в V в. до нашей эры перед Пропилеями был архитектурно неоформленный склон скалистого холма, по которому зигзагами извивалась дорожка, ведущая к среднему пролету Пропилей.

Афины. Храм так называемый Тесейон. Третья четверть V в. до нашей эры. Один из очень хорошо сохранившихся классических греческих храмов, стоявший, по-видимому, на рыночной площади под Акрополем. По сравнению с Парфеноном, его колонны более вытянуты вверх, в чем видят приближение дорийского ордера к ионийским пропорциям.

Акрагант (Сицилия). Так называемый храм Конкордии. Конец третьей четверти V в. до нашей эры — начало четвертой четверти V в. до нашей эры. Очень хорошо сохранившийся периптер конца классического периода древнегреческого зодчества. Здание несколько переделано в более позднее время. По своим формам этот храм ближе всего к так называемому Тесейону в Афинах.

Сегеста (южная Италия). Храм. Начат постройкой около 430 г. до нашей эры, остался неоконченным. Колонны остались без каннелюр, что объясняется тем, что здание не было окончено. Храм в Сегесте отличается своим чрезвычайно живописным расположением в величественной и пустынной горной местности.

Элевсин. Храм мистерий. 440 г. до нашей эры. Архитектор Иктин. Мистериальный храм в Элевсине V в. повторяет в увеличенных размерах композицию храма VI в., стоявшего на том же месте. Над центральной частью здания, по всей вероятности, возвышался световой фонарь. Участники мистерий стояли во время культовых действий, происходивших, по-видимому, ночью, на ступеньках, примыкавших к наружным стенам и окружавших внутреннее пространство храма.

Бассы. Храм Аполлона. 430 г. до нашей эры. Архитектор Иктин. В свою постройку Иктин включил маленький старый храм Аполлона, стоявший на том же месте. Здание замечательно, как первый образец соединения в одной постройке всех трех древнегреческих ордеров. По-видимому, храм в Бассах является первым случаем применения коринфской канители, изобретенной, вероятно, именно для этого здания Иктином.

Храм Афины Нике на Акрополе в Афинах. 421 г. до нашей эры. Этот храм был посвящен богине Афине, покровительнице города, как и оба главных храма Акрополя — Парфенон и Эрехтейон. Данный храмик назван в честь Афины Победительницы, которая является „Бескрылой Победой“ (Нике Аптерос). Это здание — первый случай последовательного применения ионийского ордера в Афинах V в. и отличается своим архаическим типом амфипростиля.

Эрехтейон на Акрополе в Афинах. 421 — 407/6 гг. до нашей эры. Двойной храм, посвященный Афине и Посейдону и совмещавший в одном здании две целлы и несколько священных реликвий в примыкавшем дворике-садике. Стена со световыми отверстиями между колоннами западной стороны поставлена в более позднее время. Любопытен фриз главной части Эрехтейона, в котором фигуры были сделаны из лилового мрамора на желтоватом мраморном фоне ленты фриза.

Храм Афины в Приене. 334 г. до нашей эры. Архитектор Пифей. Здание представляет собой один из поздних образцов периптера в ионийском ордере, который, по сравнению с классическими зданиями, обнаруживает глубокие изменения в формах и общих архитектурно-композиционных приемах, предвещающих архитектуру эпохи эллинизма. Антаблемент храма в Приене не имеет вовсе фриза и ставит карниз непосредственно на антаблемент. Этот прием был впервые применен в портике кариатид Эрехтейона.

Эпидавр. Круглый храм. Вторая половина IV в. до нашей эры. Здание представляет собой довольно редкую для древнегреческого зодчества форму круглого периптера, которая, однако, имела большое значение для последующего развития мировой архитектуры (ср. храм в Тиволи около Рима и Темпиетто Браманте).

Театр Диониса в Афинах. IV в. до нашей эры. Государственный деятель Ликург придал существовавшему уже раньше театру Диониса в Афинах (на восточной части южного склона Акрополя) окончательную форму, которая послужила образцом для многочисленных греческих театров эллинистического времени.

Памятник Лисикрата в Афинах. 334 г. до нашей эры. Монументальная подставка для бронзового треножника, полученного Лисикратом и его хором мальчиков в качестве приза на состязании. Коринфский ордер.

Мавсолей в Галикарнасе (Малая Азия). Около 353 г. до нашей эры. Монументальная гробница одного из иранских правителей Малой Азии, Мавсола, возведенная но распоряжению его жены греческими архитекторами. От этого здания пошло нарицательное имя „мавсолей“. Галикарнасский мавсолей не вполне относится к истории греческой архитектуры, так как на его композиции отразились вкусы сильно эллинизированной иранской знати IV в. до нашей эры.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)