Области распространения различных ордеров, их специальное значение и сочетания
Глава «Области распространения различных ордеров, их специальное значение и сочетания» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Рис. 230 | Рис. 231 |
Географическое распространение ордеров. – В некоторых областях Греции, например в ионийских колониях в Малой Азии, применялся только ионийский ордер. В Великой Греции и Сицилии, где преобладающим элементом населения были доряне, употреблялся исключительно дорийский ордер.
Чем руководствовались при выборе того или другого ордера?
Значение различных ордеров. – Этот выбор предопределялся характером самих ордеров. При постройке больших храмов естественно было обращение к мужественному и монументальному дорийскому ордеру. В композициях небольшого масштаба, как например в памятнике Фрасилла, он заменялся ордером стройных пилястров; при постройках небольших зданий обычно применялся ионийский ордер. В этом ордере выдержан ряд храмов афинского Акрополя: храмы Ники Аптерос, Артемиды Брауронии, Афины Эрганэ и Эрехфейон. Таким же зданиям, как памятник Лисикрата (рисунок 223), в которых больше изящества, чем величия, более всего подходил коринфский ордер с его свободными формами и налетом фантастики.
Начиная с V в., устанавливается и другое различие: ионийский ордер стремятся сделать ордером убранства внутренних помещений. Именно с этой точки зрения Витрувий советует применять его для отделки внутренней части портиков. На этом же основании он допущен внутри Пропилей и в Афинах и в Палатицце при существующей там обработке фасада дорийским ордером; как менее громоздкий, он вполне подходит к такому расположению. К тому же в рассеянном свете покрытая скульптурой капитель больше выигрывает, чем гладкая поверхность дорийского эхина.
Рисунок 230, B заимствован из афинских Пропилей и показывает сочетание этих двух ордеров, соединенных, несмотря на разную длину колонн и неравную высоту антаблементов.
По изящной легкости своих форм коринфский ордер еще более, чем ионийский, приспособлен для целей внутреннего убранства; и действительно, он находит здесь свое главное применение. Дорийская ротонда в Эпидавре декорируется внутри коринфским ордером, а в Милете и Филиппейоне в Олимпии им украшена внутренность ионийской целлы. В Айзани внешние колонны были выдержаны в ионийском ордере, внутренние – в коринфском.
Таким образом коринфский ордер в отношении ионийского имеет то же значение, что ионийский в отношении дорийского. Греки каждому из них отводят свое место и, не задумываясь, противопоставляют их один другому, не боясь контрастов. Наоборот, они даже стремятся к этим контрастам, вполне убежденные, что, следуя указаниям здравого смысла, они удовлетворяют и требованиям вкуса.
Распределение ордеров по ярусам. – Когда надо расположить колонны в два яруса, то основанием для распределения ордеров служит относительная легкость пропорций каждого из них. Лишь колонны дорийского ордера располагаются в два яруса, причем ребра верхних стволов являются точным продолжением ребер нижних (рисунок 231, A). Другими словами, если представить себе ствол, вытянутый на два яруса и разделенный архитравом на две части, то получится двухъярусный дорийский ордер. Именно таким мы его встречаем в большом храме Посейдонии, в храме на о. Эгине (A) и в главном храме Селинунта.
Как пример расположения двух ордеров в разных ярусах мы приведем портик Пергама (рисунок 231, B): нижний ордер – дорийский, верхний – ионийский с триглифами. В Тегее, как сообщает Павсаний, нижний ордер целлы был дорийский, верхний – коринфский.
Таковы были различные приемы группировки ордеров. Для полноты исторического обзора нам остается исследовать их пропорции.
Добавить комментарий