Ансамбли в архитектуре Древней Греции архаической эпохи

Глава «Ансамбли архаической эпохи» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)


На акрополях, занимавших господствующее над городом положение и являвшихся средоточием важнейших построек, а также на священных участках того времени можно наблюдать первые попытки зодчих создать целостные архитектурные ансамбли. В этих ранних комплексах несколько зданий располагались на обнесенном оградой священном участке параллельно друг другу с расчетом на их одновременное фасадное восприятие, причем иногда объем одного из них доминировал, благодаря размерам или более высокому расположению.

Таковы храмовые ансамбли Селинунта, Пестума (где акрополь отсутствовал). Такова же, возможно, была и композиция Афинского акрополя VI в. до н. э., где два относительно равноценных храма — Афины Полиады и другой, на месте Парфенона,— были поставлены параллельно один другому. Человек, входивший на акрополь через Пропилеи (расположенные тогда на том же месте, где в V в. до н. э. были сооружены Пропилеи Мнесикла, но иначе повернутые), оказывался непосредственно перед главным фасадом более старого из них — Гекатомпедона, находившегося посредине холма.

Однако в эпоху архаики были созданы также ансамбли, стоявшие на значительно более высоком архитектурном уровне. Таковы ансамбли двух важнейших эллинских святилищ: Зевса в Олимпии и Аполлона в Дельфах. Оба они, в особенности первый, возникли в тесной связи с одним из характернейших для древней Греции явлений — широким развитием физической культуры. Физическая культура была средством подготовки граждан к военной службе, требовавшей от воинов вследствие тяжелого вооружения и невысокой военной техники большой силы и выносливости. Физическая культура была важным элементом в системе воспитания гармонически развитого человека («калос кагатос» — прекрасный и доблестный гражданин). Особое значение придавалось занятиям в школе физической культурой и музыкой. Начиная с раннего возраста эллины упражнялись в пятиборье (бег, прыжки, борьба, кулачный бой, метание диска), в метании копья, в беге в доспехах, в особом соединении борьбы и кулачного боя (так называемый панкратий) и других упражнениях. Участие в них молодых граждан усердно стимулировалось состязаниями, которые устраивались во всех греческих общинах; особенно прославились всеэллинские состязания в Олимпии в честь Зевса (олимпийские игры), в Дельфах — в честь Пифийского Аполлона, а также немейские и истмийские — в честь Посейдона. Победители в состязаниях пользовались почетом среди сограждан, получали различные награды (призы: пальмовая ветвь и венок, пожизненное бесплатное пропитание, особые места в театре и т. д.) В числе этих наград должен быть особо отмечен обычай устанавливать в главнейших эллинских святилищах статуи атлетов-победителей, поэтому изображения обнаженных атлетов заняли такое видное место в эллинской скульптуре.

Места всеэллинских состязаний были не только важнейшими центрами общественной жизни всей страны, но благодаря своим многочисленным храмам и общественным зданиям они становились весьма значительными архитектурными ансамблями.

Многочисленные скульптуры, увековечившие военные подвиги и победы в состязаниях или изображавшие богов, вносили чрезвычайное разнообразие и украшали как ансамбль в целом, так и отдельные сооружения. На состязаниях бывало огромное количество зрителей, собиравшихся из всех городов Греции.

Олимпийские игры и другие состязания были многообразны. В них входили состязания атлетов, бег тяжело вооруженных воинов, скачки, бег колесниц и пр. Кроме того, в программу празднеств входили торжественные процессии, жертвоприношения и другие акты культового ритуала.

Олимпия — одно из наиболее важных святилищ Греции, посвященное Зевсу. Холм Альтис в Олимпии расположен в живописной долине р. Алфея, среди платанов и оливковых деревьев, у подножия невысокой заросшей соснами горы Кронос, имеющей пологие скаты и мягкие очертания. В пределах ограды участок занимал около 3 га и представлял не вполне правильный прямоугольник, вытянутый с востока на запад.

Главный, торжественно оформленный пропилеями вход, по-видимому, располагался в юго-западном углу святилища. До постройки храма Зевса, самого крупного сооружения ансамбля, наиболее значительные здания были сосредоточены в северной части.

Застройка в раннее время велась без единого плана, но, по-видимому, с учетом ансамбля. Небольшие, но богато отделанные сокровищницы, расположенные в ряд вдоль северной стены ограды, были несколько приподняты над уровнем средней части святилища и объединялись общей платформой со ступенями.

Эти сокровищницы строились в большинстве греческих святилищ различными общинами и городами для хранения даров и посвящений; они представляли собой интересный тип небольшого, богато обработанного сооружения; их архитектура отражала характерные особенности архитектуры полиса, который их возводил. Наиболее сохранившаяся из них — сокровищница гелоян — уже рассматривалась ранее.

Расположение главного входа ансамбля, быть может, указывает на стремление привлечь максимальное внимание к центральной части священного участка, где находились главные святыни — алтарь Зевса, Героон Пелопса и различные живописно разбросанные скульптурные монументы.

Храм Геры — по-видимому, самое крупное здание в святилище вплоть до V в. до н. э. — был сооружен на периферии священного участка и вместе с рядом сокровищниц по северной стороне и портиком Эхо по восточной составлял как бы обрамление и фон для святынь, размещавшихся в средней части ансамбля.

Современные остатки портика Эхо относятся к постройке второй половины IV в. до н. э.; более древний, несколько менее глубокий портик, замыкавший до этого Альтис с восточной стороны, был расположен на 10 м дальше к востоку.

В V в. до н.э., когда был сооружен храм Зевса, он стал доминирующим сооружением и центром композиции ансамбля вместо могильного холма Пелопса с его священной рощей.

Знаменитые олимпийские игры, в которых бег являлся неизменно основным видом состязаний, проводились на стадионе и ипподроме. Стадион был расположен непосредственно рядом со святилищем, с восточной стороны, с севера он примыкал к холму Кроноса, и места для зрителей были устроены на естественном склоне. С трех других сторон имелись земляные насыпи. Каменных сидений на олимпийском стадионе не было. Старт и финиш отмечены двумя линиями каменных плит. Длина беговой дорожки составляла 192 м (600 олимпийских футов). Так как оба торца стадиона прямые, то соревнующиеся должны были делать резкий поворот и возвращаться обратно. Поле стадиона соединялось со священным участком узким проходом (перекрытым в римскую эпоху сводом). Отсюда выходили соревнующиеся и судьи.

Ипподром лежал параллельно стадиону с южной стороны. В настоящее время он совершенно размыт водами Алфея, не раз менявшего свое русло.

Архитектура Древней Греции. Аргос. Святилище Геры
81. Аргос. Святилище Геры: 1 — ранний (начало VI в. до н.э. ?) храм Геры; 2, 5, 6 — стой; 4 — здание для общественных собраний (IV в. до н. э.?); 5 — храм Геры конца V в. до н. э.; 7 — дом симпосиев, VI в. до н. э.; 8 — здание неизвестного назначения; 9 — римские термы

Святилище Геры в Аргосе принадлежит к числу древнейших в Греции (рис. 81). Здесь, согласно преданию, Агамемнон был избран греками предводителем троянского похода. Однако это святилище, хотя в нем и сохранились некоторые архаические постройки, было перестроено в V в. до н. э. после пожара и лишь в ограниченной степени может служить примером ранних ансамблей. Высокое местоположение, широкая лестница и центральное расположение храма Геры придают святилищу необычный для архаической эпохи торжественный и парадный характер.

Дельфы, как уже отмечалось, были местом культа Аполлона — бога светлого, творческого начала, покровителя искусств и вместе с тем бога-прорицателя. Аполлон считался покровителем многих городских общин у эллинов, и ему было посвящено большое количество храмов архаической эпохи (в Дреросе, Фермосе, Коринфе, Милете, Кирене и др.). Главнейшие святилища этого бога служили местопребыванием оракулов, предсказывавших будущее отдельным гражданам и целым общинам. Особой известностью и влиянием пользовался оракул в Дельфах. Роль оракулов в древней Греции была очень велика, так как ни одно важное мероприятие в жизни государства обычно не проводилось без оракула.

Архитектура Древней Греции. Дельфы. Святилище Аполлона. Генеральный план
82. Дельфы. Святилище Аполлона. Генеральный план: 1 — агора; 2 — главный вход; 3 — священная дорога; 4 — вотивный «Бык Керкиры»; 5 — вотивное сооружение (посвящение Лисандра, конец V в. до н.э.); 6 — посвящение аркадян; 7 — посвящение аргосцев (левая экседра VI в. до н.э., правая — конца VI или V в. до н.э.); 8 — сокровищница сикионян (конец V в. до н.э., под нею остатки древнего фолоса); 9 — сокровищница сифносцев (около 525 г. до н.э.); 10 — сокровищница книдян (около 525 г. до н. э.); 11 — сокровищница фиванцев(начало IV в. до н.э.); 12 — сокровищница беотян; 13 — сокровищница сиракузян (1-я половина V в. до н.э.); 14 — сокровищница потидейцев (то же); 15 — сокровищница афинян (около 510 г. до н. э.); 16 — сокровищница коринфян (начало VI в. до н.э.); 17 — сокровищница киренцев; 18 — булевтерий; 19 — колонна и сфинкс наксосцев (VI в. до н.э.); 20 — скала Сивиллы; 21 — копия Ники Пеония; 22 — большая «полигональная» стена; 23 — портик афинян (475 г. до н.э.); 24 — Платейский треножник (посвящение за победу при Платеях в 479 г. до н.э.); 25 — алтарь Хиоса; 26 — посвящение Гелона (за победу при Гимере в 480 г. до н.э.); 27 — посвящение фессалийцев; 28— храм Аполлона Пифийского (V храм, конец VI в. до н.э.); 29 — вотивная скульптура работы Леохара и Лисиппа «Львиная охота Александра Великого»; 30 — театр (перестроен в середине II в. до н.э.); 31 — лесха книдян (около 468—465 гг. до н.э.); 32 — резервуар

Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах был много богаче и сложнее олимпийского святилища. Природа здесь совершенно другая. Священный участок расположен в уединенной и суровой лощине между двумя мощными горными кряжами — Федриадами (рис. 82). Сооружения святилища теснятся на склоне, почти под самыми скалами, которые невдалеке образуют ущелье со священным источником. Двуглавая вершина Парнаса доминирует над ландшафтом. Противоположная сторона ущелья покрыта лесом. В расселинах скал отовсюду пробиваются ручьи. Лишь к югу лощина несколько расширяется, и вдали сверкают воды Коринфского залива.

В священном Кастальском ущелье эхо во много раз усиливает каждый звук, обращая крик в настоящий грохот. Из каменистой щели на территории священного участка поднималась холодная струя одуряющих испарений. Тут-то с древнейших времен и было расположено святилище богини земли Геи, позднее оно было посвящено Аполлону Пифийскому — прорицателю. Восточнее и несколько ниже главного святилища находился еще один небольшой священный участок Мармария. Он располагался на двух террасах в разных уровнях. На нижней террасе в VII в. до н. э. был построен упоминавшийся выше храм Афины Пронайи.

Обнесенный оградой главный участок святилища Аполлона поднимался по крутому склону высотой в 50 м на протяжении 180 м; ширина участка 130 м. Центральная терраса была искусственно расширена и укреплена снизу подпорной стеной полигональной кладки, камни которой в V в. до н. э. были сплошь покрыты посвятительными надписями и гимном Аполлону. К этой террасе подходила зигзагом священная дорога, вымощенная большими плитами. Уже в очень раннее время по сторонам ее возникла целая цепь сокровищниц, памятников, вотивных колонн и статуй, сооружавшихся отдельными общинами. Сокровищница сикионян, построенная на развалинах древнего фолоса, уже упоминалась выше, как и сокровищницы сифносцев, массалийцев и афинян. Последняя является одним из произведений архаики, стоящих на рубеже классической эпохи, то же относится и к знаменитой стое ионического ордера, построенной афинянами из паросского мрамора. В ней были сложены трофеи, взятые афинянами у эгинян, беотян и халкидян. Далее за сокровищницей афинян дорога подходила к священному ручью, вытекавшему из так называемого ущелья Змея. По бокам его — каменная глыба, изображавшая Латону, и скала Сивиллы, где, по преданию, были произнесены первые предсказания. Тут же возвышалась сооруженная наксосцами высокая колонна, служившая постаментом для фигуры сфинкса, описанная выше. У следующего поворота дорога пересекала круглую площадку, откуда выходили священные процессии, и, наконец, поворачивала к террасе храма.

Главным зданием дельфийского святилища был храм Аполлона Пифийского. Его геометрически ясный и сверкающий белизной объем был четко противопоставлен суровому нагромождению красновато-коричневых скал гряды Федриад, окружавших его. Посетитель, подходя к храму, видел его благодаря поворотам «священной дороги» с разных сторон и на разном расстоянии. Ряд сокровищниц, колонн и статуй обогащал впечатление, контрастируя своим разнообразием и небольшими размерами с возвышавшимся в центре храмом. По мере приближения к храму должно было создаваться исключительно торжественное чувство. Вся окружающая обстановка, естественная и искусственно созданная, содействовала здесь основной цели — она подготовляла разум и чувства посетителя, пришедшего попросить божественного оракула. Дельфийская прорицательница Пифия находилась в адитоне храма Аполлона; ее прорицания записывались жрецами и передавались в стихотворной форме вопрошавшим.

С храмовой террасы можно было пройти в верхнюю часть святилища, где находился теменос Неоптолема. Сохранившиеся там сооружения относятся уже к классическому и эллинистическому времени. Это театр, занимающий весь левый верхний угол святилища, и стадион, расположенный еще выше, в пяти минутах ходьбы к западу (он не относится непосредственно к ансамблю).

Дельфийский ансамбль, почти целиком сложившийся в эпоху архаики, — один из самых совершенных в эллинской архитектуре. По силе впечатления и своему художественному уровню он не уступает ансамблям классики. Но это в значительной мере результат великолепной связи произведений с ландшафтом: сооружения дельфийского святилища дополняли могучую природу, в которую они были вписаны с непревзойденным художественным тактом.

Архитектура Древней Греции. Делос. Генеральный план города
83. Делос. Генеральный план города: 1 — дом на «Холме»; 2 — подворье Посейдона (местопребывание сирийских купцов); 3 — «терраса Львов»; 4 — Базилика; 5 — «портик Рогов» в святилище Аполлона; 6 — «портик Быков»; 7 — храм Аполлона; 8 — святилище Артемиды; 9 — портик Филиппа V Македонского; 10 — большой портик; 11 — агора римских купцов; 12 дом «Трезубца» (на юго-восточном углу перекрестка); 13 — театр; 14 — одеон; 15 — святилище чужеземных богов; 16 — грот Аполлона; 17 — склады; 18 — агора Теофраста; 19 — агора италийцев; 20 — священное озеро
Архитектура Древней Греции. Делос. «Терраса Львов» с архаическими скульптурами Архитектура Древней Греции. Делос. Грот Аполлона (восстановленное в эпоху эллинизма древнее святилище)
84. Делос. «Терраса Львов» с архаическими скульптурами   85. Делос. Грот Аполлона (восстановленное в эпоху эллинизма древнее святилище)

Аполлону посвящено еще одно святилище, получившее всеэллинское значение. Оно расположено на о. Делосе, где, согласно мифу, Лето, мать Артемиды и Аполлона, родила лучезарного бога и куда на празднество его рождения греческие города ежегодно отправляли посольства с богатыми дарами. Делос — один из самых маленьких в цепи Кикладских островов Эгейского моря — стал культовым центром для ионийского населения этого архипелага, а в эпоху эллинизма — богатейшим портом на пересечении основных торговых путей, путей между Западом и Востоком (рис. 83). Как и в других таких же центрах, здесь уже около 800 г. до н.э. возникло святилище, в котором на протяжении веков сконцентрировались огромные богатства. Великолепные храмы и портики с ожерельем разнообразных сокровищниц, ныне лежащие в руинах, — плод классической и главным образом эллинистической эпох (см. ниже). О древнейшем периоде напоминает грот Аполлона на г. Кинф, перекрытый двумя мощными камедными плитами (перестраивался в эпоху эллинизма) и «терраса Львов» (VII в. до н. э.) над священным озером (рис. 84, 85).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)