Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима (Всеобщая история архитектуры)

Архитектура Древнего Рима (Всеобщая история архитектуры)

Главы раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

Этрусская архитектура

Культура древней Италии развивалась на территории, расположенной к югу от Альпийских гор и включавшей Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и многочисленные острова Средиземного моря. Выгодное географическое положение, мягкий климат, плодородные земли, богатые полезными ископаемыми, привлекали в Италию различные народы с Севера, Юга и Востока. Здесь происходило смешение разных культур — греческой и малоазийской, что способствовало развитию на Апеннинском полуострове ранней и могучей цивилизации. Древнейшие памятники материальной культуры на территории Италии относятся к эпохе палеолита. Это жилище древнего человека — пещеры с наскальными изображениями охоты и животных; от энеолита (2-я половина III — 1-я половина II тысячелетия до н.э.) осталась окрашенная керамика с геометрическим орнаментом. В конце бронзового века (2-я половина II тысячелетия до н.э.) появились свайные поселения — террамары, состоящие из небольших хижин, круглых или прямоугольных в плане, построенных на искусственной земляной насыпи и на деревянных сваях. От этого периода сохранились урны, статуэтки и высеченные на скалах рисунки животных и человека.

Строительные материалы и строительная техника этрусков

Строительными материалами этрусков были дерево и камень, а также глина и вулканический песок — пуццоланы, который применялся как связующее. На севере использовали известняк, твердый песчаник и травертин, а на юге — различные породы туфа. Мрамор этруски не применяли. Дерево служило для перекрытия мостовых пролетов и кровли, для кладки стен использовали глину и кирпич (в III в. до н.э. этруски умели делать кирпич). Лучшие сорта глины шли на изготовление скульптурной терракоты, керамики и фигурных плит. Из камня этруски строили в технике квадровой или полигональной кладки без раствора. Известковый раствор служил им главным образом для отштукатуривания стен перед покраской.

Этрусско-италийское градостроительство

Этрусско-италийская градостроительная схема сформировалась постепенно и связана с древними этрусскими обрядами. Известно, что этруски имели «ритуальные книги», в которых говорилось «по какому обряду основывают города, освящают жертвенники и храмы, что сообщает стенам нерушимость и воротам законность».  При благоприятных предзнаменованиях жрец ориентировал будущий город, производя визирование по солнцу с помощью инструмента, определяя по странам света направление главных улиц. Затем он очерчивал границы будущего города, прокладывая сохой борозду, обводил город символическим рвом и намечал места ворот в будущих стенах. Иногда правильной разбивке плана местности препятствовал слишком неровный рельеф (как в Вольсиниях, Волатерре, Арреции, Перузии) или ранее сложившаяся хаотическая застройка, и приходилось отклоняться от ритуальных норм, ограничиваясь устройством городского центра с храмом триады божеств на холме, господствовавшим над городом. В этом огороженном пространстве будущего города создавалась система улиц, образующих прямоугольные кварталы. Ширина главных и второстепенных улиц и кварталов находилась в определенном соотношении. Город должен был иметь не менее 3 улиц, 3 ворот и 3 храмов, что соответствовало этрусской триаде богов.

Инженерные сооружения этрусков

Этрускам была известна техника обработки меди, олова и железа. В Популонии найдены железоплавильные печи диаметром около 8 м, выложенные внутри огнеупорным кирпичом, и, по свидетельству римских историков, в I в. до н.э. там был квартал, который называли арсеналом, со своим портом и двумя гаванями. Этруски вели борьбу с малярией, свирепствовавшей на севере. Они дренировали болота, удаляли воду, поднимали уровень земли, строили водосточные каналы и акведуки. По-видимому, этрускам была известна техника построения клинчатой арки (IV—III вв. до н.э.). Главный водосток Рима — клоаку Максима — начали строить этрусские мастера в III в. до н.э., но все ее сводчатые части датируются II—I вв. до н.э. Римские историки высоко ценили искусство этрусских инженеров, построивших дороги, каналы и мосты. Известна целая сеть дорог, соединявшая города Этрурии. От них остались ниши в скалах и устройства для стока воды. Более поздние дороги (III—II вв. до н.э.) были замощены (это видно у некрополей Марцаботто) и впоследствии использовались римлянами при строительстве военных дорог. В Перудже, у арки Августа, хорошо сохранилась дорога, замощенная плитами толщиной до 30 см и длиной 1,08 м.

Погребальные сооружения этрусков

Этрусские гробницы можно разделить на два основных типа. Первый, более древний — тумулус, т. е. конический земляной холм, окруженный у основания каменной стеной, предохранявшей его от осыпания. Холм скрывал внутри одну или несколько сложенных из камня погребальных камер, обычно перекрытых ложным куполом или сводом. К концу VI в. до н.э. этот тип гробниц был в основном вытеснен гробницами, высеченными в скалах. Они так же, как и погребальные камеры тумулусов, перекрывались ложными куполами или сводами. После VI в. до н. э. эти перекрытия постепенно исчезают. Этрусские скальные гробницы располагались вне крепостных стен, складывались в целые улицы, образуя города мертвых — некрополи. При выборе места для некрополя этруски тонко учитывали как рельеф местности, так и характер окружающего пейзажа. Чаще всего некрополь занимал или отдельное плато (Бандитачча в Черветери, Монтароцци в Корвенто), или крутой склон горы, иногда он располагался на равнине (Вульчи) или вытягивался вдоль дороги (Ветулония).

Этрусские храмы

Древнейшие этрусские храмы, строившиеся из сырцового кирпича (стены) и дерева (колонны портиков и перекрытия), естественно, не дошли до нашего времени, и мы можем судить о них лишь по сохранившимся фундаментам и подиям (постаментам), сложенным насухо из камня, по многочисленным терракотовым облицовкам и украшениям, по вотивным моделям и письменным свидетельствам, прежде всего по описанию Витрувия. Уже в начале первого периода (VII в. до н.э.) наряду с открытыми святилищами у этрусков появились и простейшие храмы, напоминавшие греческие простили с двухколонными портиками перед единственным неглубоким помещением — целлой (модель из Сатрикума, найденная в Конке и относящаяся к VII в. до н.э. В конце VII — начале VI в. до н.э. сложились и основные типы одноцеллового и трехцеллового храмов с более развитыми многоколонными портиками, сохранившие ведущую роль в культовом зодчестве. В настоящее время в науке господствует (но отнюдь не может считаться окончательно доказанным) мнение, что развитие шло от более простого одноцеллового к более сложному трехцелловому типу. Во всяком случае оба типа бытовали одновременно в разных местах Этрурии и притом не только в архаическую, но и в последовавшую за ней эпоху.

Архитектура Римской республики

История Римской республики охватывает период от конца VI в. до н.э. до 27 г. до н.э., т.е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н.э. до возникновения Римской империи. Территория республики не была постоянной и постепенно расширялась по мере развития римской государственности. Первоначально Рим являлся обычным городом-государством, входившим в союз городов Лация (одна из областей средней Италии), затем под его властью объединяются все области Италии, Греция, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. В конце периода республики все Средиземноморье подчинено Риму. История рабовладельческой Римской республики — это непрерывная борьба, как внутренняя, так и внешняя. Социальная борьба в Риме проходит несколько этапов и определяется различными факторами. В первый период — это конфликт между старой знатью — патрициями, сгруппировавшимися вокруг высшего органа власти — сената, и рядовым населением города, лишенным политических прав, — плебеями. Получение плебеями всех формальных прав римских граждан только изменяет характер противостоящих друг другу социальных и политических группировок. В новую правящую группу (нобилитет) сливаются патриции и богатые плебеи, антагонистом которых выступает безземельное население Рима. Реформы братьев Гракхов (II в. до н.э.) не смогли надолго задержать этот процесс, и в I в. до н.э. социальные противоречия обостряются до предела. Другим важным фактором политической истории Рима является стремление знати завоеванных Римом италийских городов (в первую очередь городов Лация, по этническому составу населения и по культуре близких Риму) к получению ею прав римского гражданства. И, наконец, огромное значение имела постоянная незатухающая борьба рабов против рабовладельцев. Многообразная по формам, она достигла своего апогея в двух восстаниях в Сицилии (II в. до н.э.) и грандиозном восстании Спартака (I в. до н.э.).

Материалы, техника, конструкции в строительстве Рима эпохи Республики

Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа — серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк — травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн. К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух.

Градостроительство Римской республики

В течение ряда столетий после возникновения Римского государства его города не знали регулярной планировки. Они складывались стихийно, следуя естественному рельефу местности. В эту эпоху для жителей городов главной заботой было устройство защитных укреплений и осуществление самых необходимых мер по благоустройству (водоснабжение и канализация), а вопрос о рациональной организации городской территории отходил на второй план. Поэтому градостроительные мероприятия долгое время сводились к сооружению городских стен, которые охватывали постепенно расширявшуюся площадь города, к постройке акведуков и созданию клоак. В наибольших масштабах это происходило в столице государства — Риме. В древнейшую пору (VIII—VII вв. до н.э.) Рим был небольшим поселением, возникшим на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). Жилищами служили хижины, обычно эллиптические в плане, размером около 4,8X3,65 м, которые состояли из деревянного каркаса и тростниковых стен, обмазанных глиной. К концу VII в. до н.э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н.э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имевшая в периметре около 7 км. Она частично сохранилась на Палатине, Капитолии, Квиринале и Эсквилине. В V—III вв. Рим представлял собой город с постепенно сложившейся неправильной планировкой узких кривых улиц, лишь к 296 г. до н.э. замощенных булыжником. Основу застройки составляли дома из дерева и сырца. Хотя законодательство V в. до н.э. предусматривало обязательные интервалы между домами, город периодически страдал от пожаров. Большой ущерб приносили также постоянные паводки Тибра. Благоустройство ограничивалось канализацией, которая, по преданию, существовала уже в царский период, вероятно, в виде сточных канав, к III в. до н. э. покрытых сводами. У подножия Капитолия сохранилась круглая каменная цистерна для воды — Туллианум, имевшая ранее ульеобразный купол.

Римские форумы эпохи Республики

В республиканский период все многообразные стороны общественной жизни города сосредотачивались на форуме. Здесь находились храмы главных богов — покровителей города, перед которыми совершались религиозные церемонии. Форум был центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась оживленная торговля, заключались сделки. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал — в центре площади происходили гладиаторские игры. Такое многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий. На многих форумах этого времени наряду с храмами возводились базилики (для суда, биржи и др. целей), курии для заседаний сената или городского управления и лавки торговцев — таберны. Площадь, украшенную статуями знаменитых граждан, стали окаймлять воспринятые от эллинистической архитектуры колоннады портиков, второй ярус которых вмещал дополнительное количество зрителей.

Храмы Рима эпохи Республики

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V—II вв. до н.э. Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты — одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага — было простым круглым навесом над неугасимым огнем. Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов — Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

Архитектура святилищ Рима эпохи Республики

Значительный интерес представляет архитектура святилищ, сложные комплексы которых вырастали вокруг древних мест культа. В большинстве своем они возникали на склонах гор у священного источника или расселины скалы. Храм в них обычно сочетался с театром, располагавшимся несколько ниже, где происходили культовые представления. Самый ранний ансамбль этого рода сооружен в Кальяри, на острове Сардинии и датируется III в. до н. э. Это стоящий на высокой площадке пунический храм простильного типа с четырехколонным портиком. Расположение театра по оси храма, возможно, вызвано италийскими влияниями. Наиболее древнее известное нам святилище Лация — место поклонения Юноне в Габиях, получившее архитектурное оформление около 200 г. до н.э. Священный участок находился на возвышенности, к западу от города, близ Пренестинской дороги. Умелое использование рельефа позволило наиболее выгодно расположить отдельные элементы ансамбля. Помещенный в нижней части святилища театр, ступени которого были вырублены в скалистом склоне, подчеркивал возвышенное положение храма, поставленного в центре более высокой средней зоны участка. Расположенные дальше и еще несколько выше низкие П-образные дорические портики служили архитектурным фоном, выделявшим храм, главенствующий в ансамбле.

Базилики Рима эпохи Республики

Одним из необходимых сооружений италийского форума, особенно в небольших городах с одним общественным центром, была базилика. В ней происходило и оглашение постановлений городских властей, и судопроизводство, она была биржей, местом деловых и приятельских встреч, торговли и праздного времяпрепровождения. Ранние базилики не дошли до нас, поэтому трудно судить о генезисе этого сугубо римского типа здания и о том, в какой мере на его сложение воздействовала эллинистическая стоя. Древнейшая из сохранившихся базилик— базилика в Помпеях (II в. до н. э.) — большое прямоугольное здание рядом с храмом Аполлона, узким главным фасадом обращенное на форум. Она имела пятипролетный входной портал, приводивший в вестибюль. Из вестибюля открывалось обширное внутреннее пространство базилики (59,85x24 м), приподнятое на несколько ступеней и отделенное от вестибюля рядом колонн. Бетонные стены огромного зала, наверху прорезанные окнами, поверх облицовки инцертом были покрыты стуком и росписями, которые имитировали мраморные квадры. Интерьер обходила двухъярусная колоннада (нижний ярус — ионический, верхний — коринфский). Колонны, которым у боковых стен отвечали полуколонны, имели базы и капители из туфа и выложенный из фасонного кирпича стержень, покрытый стуком. Перспективу колоннады в глубине базилики замыкал трибунал — двухъярусное, оформленное коринфокими колоннами возвышение на подии, предназначенное для выступлений судей и других должностных лиц. Среднее пространство базилики было перекрыто.

Торговые сооружения в Риме эпохи Республики

От эпохи республики дошло немного разновидностей торговых зданий. Кроме небольших лавок — таберн, помещавшихся в нижних этажах городских домов и вдоль стен форумов, существовали более обширные торговые сооружения. Сохранившиеся рынки в Тибуре и Ферентине (1-й половины I в. до н.э.) представляют собой удлиненные здания (рынок в Тибуре 34X5,3 м, а в Ферентине 24X4,4 м), перпендикулярные улице, с арочным входом. Полукруглые или квадратные в плане сводчатые магазины с выходом внутрь рынка примыкали к одной из его сторон. Рынок в Тибуре, выстроенный подобно римскому портику Эмилев на участке с уклоном, имел пол разных уровней и ступенчатое расположение помещений. Более монументальными сооружениями являлись мацеллумы — продовольственные рынки, о которых дают представление их изображения в росписях второго стиля и построенный позже, но воспроизводящий, тот же план мацеллум Помпей (см. план форума Помпей). Это были прямоугольные в плане перистильные дворы, окруженные табернами, одни из которых открывались внутрь рынка, а другие — наружу. 

Термы римлян эпохи Республики

Долгое время общественные бани римлян были небольшими, недостаточно освещенными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н.э. в нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода накапливаемая в резервуарах. К середине в. до н.э. изменение уклада жизни римлян и повышение степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения. Термы начинались с раздевальни — аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий — холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик — парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики. Процесс его формирования виден на самых ранних из сохранившихся — Стабианских термах Помпей (II в. до н.э.), реконструированных в I в. до н.э.

Нимфеи в Риме эпохи Республики

Эти полукруглые, овальные или прямоугольные сооружения с источником или фонтаном архитектурно сложились к концу республики и использовались как места отдыха в виллах и в термах. Первоначально нимфей был гротом с источником, где поклонялись нимфам — божествам, связанным с водой. Ранние нимфеи являются приспособлением или имитацией естественных гротов. Таков нимфей святилища Фортуны в Пренесте (так называемый Антро делле Сорта), который являлся естественным гротом, увеличенным и архитектурно обработанным. Полукруглый в плане нимфей над источником близ городской стены в Бовиллах (150—120 гг. до н.э.) перекрыт сводом, поверхность которого украшена резьбой в виде водорослей. Подражающий естественному гроту, этот нимфей был целиком искусственной постройкой.

Зрелищные сооружения Рима эпохи Республики

Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.

Инженерные сооружения Рима эпохи Республики

В инженерных сооружениях раньше всего проявилось своеобразие римского строительного искусства. Дороги, мосты, акведуки, гавани, крепости, военные лагеря и другие сооружения сугубо утилитарного назначения были чем-то вроде испытательного полигона, где вырабатывались и испытывались новые технические, а иногда и композиционные приемы. Они послужили хорошей школой для римских зодчих, и многое из того, что впервые было освоено при строительстве этих сооружений, широко вошло в римскую архитектуру. Здесь впервые применялась и техника римского бетона, осваивались арочно-сводчатые конструкции, вырабатывались новые методы организации строительных работ. Но не менее важным здесь было и другое — введение инженерных сооружений в качестве архитектурных объектов в городской ансамбль. Это сформировало у римлян их взгляд на строительную технику как на могучее средство архитектуры, открывшее полосу исканий и новаторства и в области самой архитектурной композиции. Здесь впервые проявились такие характерные черты римской архитектуры, как громадная масштабность, лаконизм композиции. Широкое строительство инженерных сооружений, особенно акведуков, порождало новый взгляд на место архитектуры в пейзаже, место утилитарного сооружения в городском ансамбле.

Дороги Рима эпохи Республики

Развитие сети римских дорог (некоторые из них сохранились и служат до сих пор) было теоно связано с военной политикой Рима. Освоение захваченных территорий всегда вызывало создание капитальной дорожной сети. Поэтому строительство каменных дорог было одной из главных забот римского правительства. Древнейшей из дорог была Виа Аппиа, идущая в юго-восточном направлении от столицы, вдоль морского берега. Строительство ее было начато в 312 г. до н. э., свое название она получила по имени цензора Аппия Клавдия. Первоначальный участок дороги связывал Рим с Террачиной. Для того чтобы спрямить трассу дороги, строители шли «а создание дорогих подпорных сооружений, субструкций, необходимость в которых вызывалась рельефом места. Дорога имеет каменное мощение и двускатный профиль для отвода воды.

Мосты Рима эпохи Республики

В Риме первый каменный мост (мост Эмилия) был построен в 179 г. до н.э. Позднее он неоднократно подвергался переделкам и сейчас представить себе его первоначальную конструкцию трудно. Развитие римского мостостроения самым непосредственным образом связано с освоением круговых арок и цилиндрических сводов. Подобные же задачи возникали и при возведении акведуков. Основой конструкции в обоих случаях была многократно повторенная арка, что приводило к взаимному обогащению опытом в двух этих областях строительства. Исключительно большое значение имело возведение акведука Марция (144 г. до н.э.), послужившее вообще грандиозной школой для римских строителей, которые смело пошли на сооружение аркад многокилометровой длины. На трассе акведуков кроме подземных каменных каналов сооружались требуемые рельефом места туннели, субструкции, мосты. Хотя назначение мостов в акведуках было несколько иным по сравнению с дорожными мостами, тем не менее основные принципы оставались общими и навыки, полученные во время этой стройки, послужили дальнейшему развитию римского мостостроения. Из мостов, сохранившихся на трассе Аква Марция, наибольшими были два: Сан Пьетро и Понте Лупо.

Акведуки Рима эпохи Республики

Если мосты как тип дорожных сооружений развиваются вместе с развитием транспорта дальше во всех странах, то акведуки, если говорить об их надземных конструкциях, т.е. субструкциях и аркадах, являются типично римским, притом исключительным, явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики широко употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и в сущности, если не говорить о реставрациях, были типичны только для античного Рима. Несмотря на то, что уже у греков существовали напорные водопроводы в трубах и даже сифоны, у римлян был выработан тип гравитационного водопровода со свободным зеркалом водного потока, заключенного в большой прямоугольного сечения канал, сверху покрытый сводчатой конструкцией или плоской каменной плитой. Поставленный на аркаду канал представлял собой серьезное инженерное сооружение, достигавшее в некоторых местах до 50 м высоты (акведук г. Немауза, совр. Нима — Гардский мост).

Городские дома Рима эпохи Республики

Среди жилых сооружений римлян различаются две основные группы — городские дома и сельские жилища — виллы. Городские дома в Италии эпохи республики сохранились плохо. Но в засыпанных пеплом небольших городах Кампании — Помпеях и Геркулануме — уцелели не только отдельные дома, но и застройка целых кварталов. Это позволило воссоздать достаточно полную картину развития римского жилища за период с IV в. до н.э. до момента гибели этих городов в 79 г. н.э. Основой экономики плодородной Кампании было сельское хозяйство. Продукция его перерабатывалась в городах — производство оливкового масла, вина и пр. Городское население Помпей составляли богатые землевладельцы, владельцы мелких пригородных участков, ремесленники (среди них преобладали сукновалы и красильщики) и торговцы. Бедные горожане жили в небольших домиках из трех-четырех комнат. Многочисленные дома мелких торговцев и ремесленников имели обращенные на улицу таберны, являвшиеся сочетанием мастерских и лавок, и жилые комнаты на антресолях или на втором этаже.

Виллы Рима эпохи Республики

Римское общество было в основе своей обществом землевладельцев, которые значительную часть доходов получали от эксплуатации своих поместий. Центром поместья (фундуса), в котором сосредоточивались управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и ее хранение, была вилла. Рациональной организации хозяйства и целесообразному устройству виллы римляне придавали огромное значение как основе своего благосостояния. Об этом свидетельствуют трактаты Катона (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), письма Цицерона и другие источники. В них обстоятельно рассмотрена технология всех сторон сельскохозяйственного производства и даны вытекающие из этой технологии рекомендации наиболее правильного устройства виллы и ее отдельных частей и наилучших условий ее местоположения. Древнейшие виллы римлян нам неизвестны. Самые ранние из дошедших восходят к III в. до н.э. Несомненно, однако, что в начале республиканского периода, когда Римское государство занимало еще небольшую территорию, земельные наделы были невелики, а виллы, по-видимому, представляли собой группу мелких помещений вокруг хозяйственного двора. По мере завоевания Италии размеры земельных наделов увеличились, что постепенно привело к образованию латифундий — крупных поместий римской аристократии.

Погребальные сооружения Рима эпохи Республики

Погребальные сооружения римлян располагались за пределами городских стен, по обеим сторонам дорог, сходившихся к Риму, особенно вдоль Аппиевой дороги. От республиканского периода их дошло сравнительно мало. Чаще всего захоронения производились по этрусской традиции в вырубленных в скале семейных склепах, преимущественно квадратной или прямоугольной формы, нередко с опорными столбами в центре. Саркофаги или урны с прахом умерших ставились в ниши, высеченные в стенах. Такова гробница Сципионов (III в. до н.э.) на Аппиевой дороге с фасадной поверхностью, обработанной в виде ордерной системы. Интерьер гробниц иногда украшался стуковым декором или росписями (гробница III—II вв. до н.э. на Эсквилине). Другим типом погребальных сооружений был тумулус, также воспринятый римлянами у этрусков и усовершенствованный в сторону регулярности планировки. Ранние тумулусы еще близко напоминали курган, окруженный каменной крепидой. Таковы тумулус Горациев на Аппиевой дороге и тумулус близ Тоди, лишенные погребальной камеры.

Римские архитектурные ордера эпохи Республики

Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие, Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, поэтому преобладание того или иного ордера не всегда является результатом его эволюции в предшествующий период. Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Часто он характеризуется развитием базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Витрувий описывает тосканский ордер как обладающий деревянным антаблементом, хотя уже при республике появились храмы с каменным антаблементом.

Архитектурный декор Рима эпохи Республики

Об архитектурном декоре этого периода дают представление дома Помпей, Геркуланума и Рима. Уличные фасады домов, за которыми располагались таберны, нередко украшались фресками, изображающими богов-покровителей или сцены, связанные с ремеслом владельца. В интерьере большую роль играли стенописи. Стены расписывали по штукатурке восковыми красками, после чего их поверхность подвергалась полировке, под которой цвета сохраняли всю свою интенсивность. Римская монументальная живопись сложилась на основе этрусской художественной традиции (росписи гробниц) под постоянным воздействием эллинистической живописи, произведения которой копировались италийскими мастерами. Но принцип композиции росписей на стене и трактовка мифологических сюжетов и образов являлись чисто римскими. Различаются четыре основных стиля росписей, два из которых употреблялись в период республики.

Композиционные принципы в архитектуре Рима эпохи Республики

Как в отдельных зданиях, так и в больших ансамблях эпохи республики, прослеживается удивительное единство композиционных принципов. Оно восходит к той отдаленной эпохе, когда вместе со многими особенностями этрусской религии римляне глубоко усвоили характерные черты композиции этрусских храмов: строго симметричное относительно центральной оси построение здания, рассчитанного на фронтальное восприятие. Вначале это проявилось главным образом в культовой архитектуре. Но, попав на благоприятную почву (эти принципы необычайно соответствовали психическому складу латинян с их тяготением к упорядоченности и регулярности), они получили широкое развитие во всех основных типах италийских сооружений. В процессе формирования своей архитектуры римляне отбирали из греческого и эллинистического наследия только то, что не противоречило их композиционным принципам. Типичным примером является переработка рассчитанного на круговое обозрение греческого периптера, стоящего на ступенчатом основании, в духе италийской фронтальности. Показательно создание ими замкнутого, доступного лишь с главного фасада псевдопериптера, а также придание круглым храмам, форма которых вызывает стремление к обходу, односторонней ориентации. Не случайно и применение апсиды в храме, базилике, нимфее, так как она сильнее выявляла продольную ось здания.

Архитектура Римской империи

Период гражданских войн I в. до н.э., порожденных грандиозными социальными столкновениями, закончился при Августе (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) созданием в 27 г. до н.э. новой общественной и государственной системы — империи, просуществовавшей около пяти столетий. Это было время наивысшего расцвета рабовладельческой формации и начала перехода к феодализму. Римская империя охватывала огромные территории, населенные различными народами, находившимися на разном уровне социально-экономического и культурного развития. При всем разнообразии провинций Римская империя создавала необходимое государственное и в известной мере социально-экономическое, идеологическое и культурное единство. Ранний период империи (от Августа до середины III в. н.э.), или период принципата, характеризовался укреплением абсолютной императорской власти, которая вначале маскировалась, подчеркнутым сохранением некоторых внешних республиканских форм и обычаев. Оппозиция со стороны сенаторской знати неоднократно приводила к террору (при Тиберии и Нероне), а в 68—69 гг. приняла форму гражданской войны, кончившейся приходом к власти Флавиев. Постепенно происходит консолидация господствующего слоя рабовладельцев, привлечение в его состав италиков, а затем и разноплеменных провинциалов путем широкого распространения прав римского гражданства среди свободного населения империи. Успехи в романизации провинций, сплачивавшей их с Римом, в целом успешная внешняя политика и подавление движений рабов и восстаний в Иудее, Иллирии и Африке — все это привело к временной стабилизации социальной системы Римской империи. 

Материалы, техника и конструкции в строительстве Римской империи

В период империи расширилось количество употребляемых строительных материалов и стало более разнообразным их качество. С одной стороны, этому способствовало открытие богатых залежей прекрасного мрамора в Луни (совр. Каррара), с другой — широкий приток со всех концов империи (особенно из Африки, Сирии и Греции) редких сортов цветного мрамора, гранита и порфира. Иногда они доставлялись в Италию уже в качестве готовых архитектурных элементов — баз, капителей и стволов колонн, заготовленных на месте. Эти ценные сорта камня служили для отделки монументальных храмов, базилик, дворцов и других сооружений. Наиболее парадные сооружения — Золотой дом Нерона, форум Траяна и др. — украшались внутри золотом, слоновой костью и перламутром. Обильное применение дорогих материалов — характерная черта многих зданий империи, отличающихся своей роскошью от строгих построек республики.

Страницы