Города Древней Греции эпохи эллинизма

Глава «Города» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)


Александрия Египетская. Приена. Милет. Пергам. Магнесия на Меандре. Делос. Агора в Ассосе. Агора в Коринфе. Агора Афин. Башня Ветров в Афинах​ 


Архитектура Древней Греции. Александрия. План города
Архитектура Древней Греции. Александрия. Фаросский маяк

2. Александрия. План города: а — местоположение Фароса; б — дамба; в — дворец и храм Исиды на мысе Лохий; г — гавань Царского флота; д — дворец Антония; е — обелиски и храм Цезаря; ж — Нильский канал; з — Серапейон; и — «Ворота Солнца»; к — «Ворота Луны»; л — гробница Александра Великого; м — театр; н — гимнасий; о — катакомбы

3. Александрия. Фаросский маяк

Александрия Египетская была основана Александром Македонским в 332—331 гг. до н.э. Она является наиболее ранним, а с конца IV в. до н.э. — крупнейшим городом эллинистического мира (рис. 2). Погребенная под развалинами римского города, на которых возник современный город, Александрия Египетская, за исключением небольших фрагментов и общего представления о ее планировке, нам не известна.

По описанию Диодора (конец I в. до н.э.), город был разделен двумя широкими пересекающимися под прямым углом улицами шириной около 100 футов (30 м) на четыре больших района, обозначавшихся буквами. Эти главные улицы были обрамлены колоннадами на всем их протяжении и застроены великолепными общественными зданиями, дворцами и храмами. Длинный мол соединял город с островом Фаросом, где находился знаменитый маяк у входа в защищенную молами гавань (рис. 3).

Наиболее знаменитым районом Александрии был район Бэта так называемый Брухейон, застроенный дворцами и наиболее значительными общественными зданиями. Здесь находились знаменитый Александрийский мусейон, библиотека, театр, храмы, административные здания, спортивные и торговые сооружения.
 
Если планировка города, связываемая с именем архитектора Динократа Родосского и послужившая образцом для строительства многих эллинистических городов после смерти Александра, была типично греческой, то, как показывают раскопки, архитектура отдельных сооружений отличается типичным для многих эллинистических провинций синкретизмом местных и греческих элементов. Это сказалось в применении египетских типов колонн, в пальмовидных капителях, характере орнамента и профилировке обломов. С чисто восточной роскошью отделывались и украшались при династии Птоломеев дворцы правителей и вельмож, где широко использовались золотые чеканные фризы, металлическая обшивка капителей, разноцветные мозаики, полихромная роспись. Богатая утварь, ковры и мебель, инкрустированная перламутром, слоновой костью, стеклянной пастой, дополняли богатство интерьера.

Построенный в III в. до н.э. Фаросский маяк, известный нам по изображениям на монетах и описаниям античных (Страбон, Плиний) и средневековых (Ибн-аль-Сайх) авторов, был самым крупным высотным сооружением античной Греции и по описанию Ибн-аль-Сайха (XI в.) его высота была 130—140 м. Маяк имел высокий подиум и состоял из трех поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. На вершине его постоянно горел огонь, видимый с моря на расстоянии около 100 миль. Фаросский маяк был не только утилитарно необходим для ориентации кораблей, но и имел также важное градостроительное значение. Его многоярусная башенная композиция, отмечавшая вход в гавань — морские ворота столицы эллинистического Египта, отличалась торжественностью и монументальностью, подобно триумфальному сооружению. Надпись на его стене гласила: «Сострат Книдский, сын Дексифана, богам-спасителям на благо мореплавателям».

Наиболее важное значение для изучения эллинистического градостроительства имеют раскопки городов малоазийского побережья, таких, как Приена, Милет, Эфес, Пергам, Магнесия на Меандре, Ассос и др.

Архитектура Древней Греции. Приена. 2-я половина IV в. до н.э. Архитектор Пифей. План города
4. Приена. 2-я половина IV в. до н.э. Архитектор Пифей. План города
Архитектура Древней Греции. Приена. Макет города
5. Приена. Макет города
Архитектура Древней Греции. Приена. Вид городской улицы 6. Приена. Вид городской улицы
Архитектура Древней Греции. Приена. Агора. План центра города
7. Приена. Агора. План центра города: а — экклесиастерий; б — «священная» стоя; в — театр; г — верхний гимнасий; д — святилище Зевса; е — храм Афины Полиады; ж — агора; з — пританей; и — жилые кварталы
Архитектура Древней Греции. Приена. Агора: реконструкция общего вида «священной» стой Архитектура Древней Греции. Приена. Агора: реконструкция интерьера
8. Приена. Агора: 1 — реконструкция общего вида «священной» стой; 2 — реконструкция интерьера; 3 — арочные ворота северо-восточной части агоры; 4 — фрагмент ордера «священной стой»
Архитектура Древней Греции. Приена. Агора: арочные ворота северо-восточной части агоры Архитектура Древней Греции. Приена. Агора: фрагмент ордера «священной стой»

Приена, строительство которой в раннеэллинистический период связывается с именем архитектора Пифея (строителя Мавзолея в Галикарнасе), была заложена во 2-й половине IV в. до н.э. Город, в котором было около 5 тыс. жителей, расположен на крутом склоне, в нескольких километрах от берега моря (рис. 4, 5). Верхняя часть его примыкала к скале, на вершине которой был расположен некогда господствовавший над городом акрополь с остатками сооружений, не дошедших до нашего времени. Планировка соответствовала «гипподамовой» системе; улицы были ориентированы с севера на юг и с запада на восток. Город был окружен крепостной стеной с башнями, которая, следуя рельефу местности, имела неправильный полигональный контур.

Уличная сеть при средней ширине главных улиц 7 м, а второстепенных 4,5 м делила городскую застройку на небольшие кварталы. Из-за сильного уклона направленных с севера на юг улиц в верхней и нижней частях города они во многих случаях имели вид малоудобных для движения сплошных лестниц, которым соответствовало террасное расположение домов (рис. 6). Здесь сказались слабые стороны градостроительной системы Гипподама, рассчитанной на идеальные условия плоского рельефа. Реальные же условия строительства не всегда отвечали этому требованию: абстрактная геометрическая сетка улиц Приены плохо сочеталась с крутым рельефом местности.

Главный вход в город был расположен с востока и представлял собой ворота, перекрытые клинчатой аркой с двумя сторожевыми башнями по бокам. В нижней части города был расположен комплекс сооружений для спортивных упражнений — стадион, в верхней части — театр, верхний гимнасий, святилища и нижний гимнасий.

Центр Приены * сформировался в III—II вв. до н.э. на пересечении двух главных магистралей города (рис. 7). В состав его входили агора, предназначенная для торговли общественных собраний и ряд общественных, культовых и торговых сооружений. Важнейшие среди них — зал заседаний народного собрания, т.е. экклесиастерий, «священная» стоя, театральное здание, верхний гимнасий, святилище Зевса и, наконец, святилище Афины.

* Анализы центров эллинистических городов Приены, Милета, Пергама, Помпей и др. См. Быков В. Театральный ансамбль античности. В сб.: «Вопросы теории архитектурной композиции», № 4. М., Госстройиздат, 1958.

Главные композиционные оси города, из которых одна проходит сквозь агору, пересекаются у одного из входов на рынок, выделяя композиционный и смысловой центр ансамбля — «священную» стою и здание экклесиастерия, т. е. наиболее важные для общественно-политической жизни города сооружения.

Развитый комплекс общественных зданий центра города, большинство которых было возведено из мрамора, резко выделялся среди однообразной жилой застройки.

Агора ионического типа представляет собой прямоугольную площадь размером 75,6X46,3 м, обнесенную с трех внутренних сторон П-образным портиком. Портики были однонефными, дорического ордера с гладкими стволами колонн; средняя часть южного портика была двухнефной. Площадь рынка отделялась от улицы рядом алтарей и статуй. С запада к агоре примыкал рынок съестных припасов, окруженный лавками, с востока — небольшое святилище Зевса. Северная, четвертая, сторона площади замыкалась большим и глубоким (11,8 м) дорическим портиком — «священной» стоей протяженностью 115 м (около 150 г. до н.э.) (рис. 8). Колонны внутреннего ряда, поддерживавшие конек двускатной стропильной кровли стой, были ионическими, каннелированными только в верхней части. С северной стороны вдоль стой располагались небольшие помещения и три экседры, их стены были облицованы мрамором, а по периметру размещались мраморные скамьи.

«Священная» стоя в Приене наряду с ее большим общественным значением как преддверия зала заседаний эклессии была главным архивом города, на ее стенах и стоявших в ней стелах были записаны важнейшие постановления, относящиеся к жизни города. Стоя также служила для городских празднеств и пиршеств. Северо-восточный вход на агору в начале II в. до н.э. был перекрыт первой известной в греческом зодчестве клинчатой аркой.

Архитектура Древней Греции. Милет. Макет центра города. Вид на сооружения около Львиной бухты
9. Милет. Макет центра города. Вид на сооружения около Львиной бухты
Архитектура Древней Греции. Милет. Центр города. Макет общественной и спортивной группы сооружений
10. Милет. Центр города. Макет общественной и спортивной группы сооружений, план: а — Львиная бухта; б — главная площадь центрального рынка; в — его северная часть; г — булевтерий; д — пропилеи; е — римский нимфей; ж — гимнасий; и — Дельфиний (священный участок Аполлона Дельфиния)
Архитектура Древней Греции. Милет. Центр города. План

Милет — один из древнейших торговых и промышленных городов Ионии — в эпоху эллинизма был расширен и перепланирован заново (рис. 9), и, как в большинстве эллинистических городов, в нем провели водопровод, канализационные каналы, замостили площади и улицы камнем, а также устроили крепостные стены и башни общей протяженностью 11,2 км.

Город был расположен на берегу моря * и имел две хорошо оборудованные гавани: северную и южную. Сохранившаяся система планировки относится к раннеэллинистическому периоду и отличается от Приены тем, что кварталы северной (более древней) и южной (более новой) части города имели различные размеры. Расположение улиц (шириной от 7,5 м до 4,5 м) незначительно отклонялось от типичной ориентации с востока на запад и с севера на юг. Городские крепостные стены могут служить примером больших достижений эпохи эллинизма в области фортификационных сооружений. При толщине 11 м стены имели боевые башни на каждом выступе; сохранились остатки клинчатых сводов над проемами. В юго-восточной части стены находились городские ворота, фланкированные двумя башнями и перекрытые цилиндрическим сводом, который был выявлен на фасаде профилированным архивольтом, опирающимся на пилястры.

* В результате наносов реки Меандр в настоящее время развалины Милета находятся вдали от моря

Более сложный, чем в Приене, дифференцированный по составу и разнообразию сооружений общественный центр Милета возводился и перестраивался начиная со II в. до н.э. вплоть до времени Римской империи. Ансамбль состоял из трех групп сооружений, различных по назначению и архитектурному решению, но связанных между собой единым композиционным замыслом. Северная группа включала порт, Северный рынок, термы, палестру и гимнасий (рис. 10), а также главное святилище Милета — Дельфиний, посвященное Аполлону Дельфинию. Эти различные по назначению сооружения примыкали к прямоугольной удлиненной формы площади, обрамленной с двух сторон галереями ионического ордера, которая соединяла северный порт с площадью булевтерия и Южным рынком. В среднюю группу входили: здание булевтерия, предназначенное для заседаний городского совета, северные ворота Южного рынка, южный портик, а также и нимфейон (построен в римское время). Они обрамляли небольшую квадратную городскую площадь, расположенную непосредственно перед булевтерием. Третью, южную, группу составляли постройки и площадь Южного рынка.

Главным смысловым и композиционным ядром обширного центрального ансамбля нужно считать площадь булевтерия, расположенную на стыке двух основных общественных комплексов — южного и северного. Доминирующее значение булевтерия и примыкающей к нему площади подчеркивается расположением основных композиционных осей города, статичной квадратной формой площади, застроенной разнообразными по своей объемно-пространственной трактовке сооружениями. Здесь, как и в других эллинистических городах, центром композиции ансамбля является не культовое, а общественное здание, имеющее наиболее важное значение в жизни города.

Южный (Большой) рынок в Милете, схожий по принципу композиции с агорой в Приене, представляет собой прямоугольную площадь размером 161,5X115,7 м, обстроенную двухнефной колоннадой, дорической снаружи и ионической внутри. За колоннадами располагались лавки и склады. В отличие от распространенного типа ионийской агоры (обычно П-образной формы) Южный рынок имел дополнительный въезд на длинной, западной стороне, через который можно было попасть к стадиону и театру. С востока площадь замыкалась стоей с двойным рядом торговых помещений и складами со стороны улицы. Южный рынок стал полностью замкнутым только в римское время, после застройки южного прохода и устройства парадных северных ворот. Меньший, Северный, рынок, примыкавший к булевтерию и северной гавани, имел традиционную форму ионийской агоры, обнесенной П-образным портиком. Позднее с четвертой, восточной, стороны его замкнули стеной с колоннадой, дополненной в римское время рядом лавок.

Помимо торгово-административного комплекса Милет имел еще группу спортивно-зрелищных сооружений: стадион, палестру, гимнасий и театр, расположённые на высоком берегу южной гавани.

Прибывающие на торговых кораблях в южную гавань Милета видели прежде всего сооружения этого обширного комплекса, раскинувшегося по периметру бухты. Решающее влияние на живописную асимметричную композицию комплекса оказал крутой рельеф местности, по склонам которого расположены ступени амфитеатра и трибун, а также естественные очертания залива. Для театральных и спортивных сооружений, открытых в пространство природы и вписанных в рельеф местности, такой принцип живописного построения ансамбля является наиболее эффектным.

Архитектура Древней Греции. Пергам. Макет центра города
11. Пергам. Макет центра города, план акрополя
Архитектура Древней Греции. Пергам. План акрополя

Пергам с 283 г. до н.э. становится столицей Пергамского царства и достигает наибольшего расцвета в период от середины III в. до 133 г. до н.э. В это время сооружены наиболее крупные и значительные ансамбли и здания города. Пергам был расположен в 5 км от моря в долине, над которой господствовал высокий скалистый холм акрополя. Подобно акрополю в Афинах, он доминировал над городом и был государственным и культовым центром, что почти не встречается в других эллинистических городах Ионийского побережья Передней Азии (рис. 11).

Расположение общественного центра на террасах акрополя вне связи с регулярной планировкой городских кварталов и улиц обусловило его своеобразную композицию, наглядно показывающую то изменение, которое внесли традиционные приемы свободной застройки комплексов, сложившиеся в предшествующие периоды при аналогичной природной ситуации.

Акрополь, господствующий над городом, был застроен общественными зданиями, культовыми сооружениями и дворцами пергамских царей. Сооружения группировались на постепенно повышающихся с юга на север террасах, верхняя из которых возвышалась на 270 м над уровнем долины, где располагался город. На верхней террасе находились военные арсеналы, казармы и построенный в римское время Траянеум; несколько ниже были расположены дворцы пергамских царей, знаменитая пергамская библиотека и святилище Афины, еще ниже — терраса большого алтаря Зевса и, наконец, на самой близкой к городу и относительно невысокой террасе был расположен Верхний рынок. Вершина угла треугольника, образованного естественным рельефом скалы и подпорными стенами акрополя, была занята театром, вмещавшим около 14 тыс. человек. У его подножия простиралась огромная (250 м длины) терраса с портиками прогулочных галерей (фойе).

Входившие в состав Пергамского акрополя обширные дворцы монархов определили его построение как укрепленной царской резиденции. Этим объясняются некоторые особенности в построении комплекса: отделение общественных сооружений от культовых и дворцовых, замкнутость и обособленность ансамбля акрополя от жилой застройки. В отличие от замкнутых комплексов акрополя огромный театр с его террасой открыт к городу и хорошо связан с ним парадными входами. Расположение театрального здания и его большие абсолютные размеры предопределили его значение как центра композиции, к которому тяготели все основные постройки акрополя. Композиционные оси открытых в сторону театра и города комплексов, расположенных на верхних террасах, направлены к некоему фокусу, лежащему на главной композиционной оси театра и комплекса в целом. Этим достигается идеальное равновесие его частей и большое композиционное единство. Если в ансамблях акрополей и святилищ архаического и классического периодов ведущая роль принадлежала главному храму, то в эллинистическом ансамбле Пергама главным сооружением стало популярное общественное здание — театр.

В отличие от свободно уравновешенных и более классических ансамблей с их ясной объемной расчлененностью, пластической завершенностью и самостоятельностью каждого элемента акрополь Пергама представлял собой целостное, но живописно свободное сочетание ряда ансамблей, в каждом из которых и открытые пространства площадей или перистилей, и формирующие их сооружения компоновались на основе более строгой геометрической схемы. Присущие классическим храмовым ансамблям эпическая простота, ясность и спокойствие сменяются сложной и динамичной композицией, насыщенной эффектными и неожиданными архитектурными комбинациями и сопоставлениями. Глубокие тенистые портики противопоставляются залитому солнцем обширному пространству площади, замкнутое пространство перистиля — поставленному внутри его объему периптера, ионический ордер — дорическому, стена — ордеру и т.д.

Все эти композиционные приемы обогащают ансамбль, делая его в художественном смысле более изощренным и разнообразным. Однако при всей его внешней эффективности и пластическом разнообразии эллинистический ансамбль уступает классическому по глубине идейного содержания, простоте и величию.

Архитектура Древней Греции. Магнесия на Меандре. Панорама агоры
Архитектура Древней Греции. Магнесия на Меандре. План центра города
12. Магнесия на Меандре. Панорама агоры, план центра города: а — храм Артемиды Левкофриены; б — алтарь храма Артемиды; в — алтарь; г — храм Зевса Сосиполия; д — Пропилон; е — святилище Афины; ж — крытый водоем; и — римский одеон; к — театр
Архитектура Древней Греции. Магнесия на Меандре. Агора: 1 — пропилеи; 2 — стоя — план, продольный и поперечный разрезы, торцовый фасад
13. Магнесия на Меандре. Агора: 1 — пропилеи; 2 — стоя — план, продольный и поперечный разрезы, торцовый фасад; 3 — крытый водоем
Архитектура Древней Греции. Магнесия на Меандре. Агора: крытый водоем

Магнесия на реке Меандре — крупный город, расположенный в глубине Малой Азии. Раскопки обнаружили полное сходство его планировочной системы с другими эллинистическими городами западного Малоазийского побережья. Особенный интерес представлял ансамбль городского центра, почти полностью застроенный во II в. до н.э. В его состав входили окруженная портиками прямоугольная агора и примыкающее к ней с востока под углом святилище Артемиды Левкофриены и театр (рис. 12). Несколько в стороне находился стадион. Проходящая с востока на запад главная улица была связана с агорой двумя короткими улочками, подводящими к стое, через которую можно было выйти на площадь. Со стороны выходов рядом со стоей был расположен небольшой храмик Зевса Сосиполия.

Композиция центра Магнесии, как и сетка улиц, четко построена на двух композиционных осях. Некоторое угловое отклонение композиционной оси святилища Левкофриены, вызванное, по всей вероятности, направлением речного русла и оборонительных стен, не нарушает в целом ясного геометрического принципа.

Агора близка по своему устройству к агоре в Приене и Южному рынку в Милете (рис. 13), но в отличие от них двухнефная стоя замыкает ее короткую, а не длинную сторону. О характере архитектуры агоры дает представление довольно хорошо сохранившаяся часть западной стой. Южный торцовый фасад стой был расчленен семью дорическими пилястрами, поддерживавшими триглифный фриз, увенчанный высоким фронтоном. (В верхней части портика между пилястрами были расположены оконные проемы. Стена сложена из крупных горизонтальных квадров камня, чередующихся с мелкими. Крайние пролеты между пилястрами шире четырех средних, что акцентируетесь торца здания. К стое примыкал небольшой портик водоразборного сооружения.

Доминирующее значение агоры в комплексе городского центра подчеркнуто не только ее большими размерами, но и тем, что в главное святилище города можно было попасть только через агору и пропилон, устроенный в середине ее восточной стороны.

Архитектура Древней Греции. Остров Делос. Святилище Аполлона, план. Базилика: план, фасад, разрез
14. Остров Делос. Святилище Аполлона, план. Базилика: план, фасад, разрез: а — священная гавань; б — набережная; в — дорога процессий; г — южные пропилеи; д — северные пропилеи; е — храм Аполлона; ж — храм афинян; з — сокровищницы; и — так называемый портик Быков; к — так- называемый портик Рогов; л — священная роща

Город Делос на острове Делосе являлся крупным портом, центром торговли на мор¬ских путях между востоком и западом, а вместе с тем важным религиозно-политическим центром, получившим особенное развитие в эллинистическую эпоху (рис. 14). Здесь, на горе Кинф, с древности почитался Аполлон, но главное его святилище располагалось почти у самой гавани, где вдоль молов некогда находилось большое число складов, лавок, рынок, подворья или агоры для купцов, приезжавших из различных областей эллинистического мира, большой многоколонный зал — так называемая базилика наксосцев, большая стоя, построенная Филиппом II Македонским. Сооружения Делосского порта тянулись почти на 800 м. Для защиты его имелась система волнорезов, у входа в гавань были два маяка.

Обнесенное стенами святилище Аполлона включало много сооружений — храм Аполлона, храмы Латоны и Афродиты, древний и новый Артемисион, так называемые портик Быков и портик Рогов, святилище Диониса, священную рощу. Подобно святилищам в Дельфах и в Олимпии, святилище на Делосе имело общеэллинское значение. Каждые пять лет здесь устраивались празднества в честь Аполлона. Особое место в этих празднествах занимало исполнение священных гимнов и ритуальных танцев. Центральное ядро комплекса — храм Аполлона, храм афинян и некоторые из окружающих их святилищ и алтарей — относится к V в. до н.э. Свободное, живописное расположение этих сооружений по отношению к главному храму Аполлона и друг к другу соответствует традициям классического периода. Однако постройки эллинистического времени — портик Быков, расположенный с восточной стороны участка рядом со священной рощей, портик Рогов, замыкающий северную границу участка, и находящийся с западной стороны перистильный двор (новый Артемисион) с храмом вносят в композицию комплекса типичное для эпохи эллинизма регулярное геометрическое начало с расположением основных композиционных осей комплекса под прямыми углами.

Город Делос не имел регулярной системы планировки. Жилые кварталы теснились по склонам. Отдельные жилые дома, расположенные в гуще застройки, разбросанные в различных местах среди общественных зданий и святилищ или же в отдалении от них, во многих случаях хорошо сохранились, реставрированы и имеют большое значение для истории жилища эллинистического времени.

Среди сооруженных на агоре Делоса зданий следует отметить уникальную постройку базилики, относящуюся примерно к 210 г. до н. э. Большое прямоугольное в плане здание размером 56,8X34,55 м было разделено колоннадами на несколько продольных нефов. Одна из длинных сторон базилики не имела стены и открывалась наружу пятнадцатиколонным дорическим портиком. Деревянное покрытие базилики поддерживалось 44 колоннами — три ряда более высоких колонн центральных нефов были ионическими, более низкие колонны боковых нефов — дорическими. При большой ширине базилика, как предполагают, освещалась через боковые световые проемы повышенной центральной части здания. Этот тип базилики, предназначенный для различных торговых операций и, возможно, для временного хранения, обмена и продажи товаров, получает дальнейшее развитие в Риме.

Среди других общественных центров греческих городов эллинистического периода следует особо отметить комплексы сооружений агоры в городах Ассосе, Коринфе и Афинах.

Архитектура Древней Греции. Ассос. Агора. Общий вид (реконструкция)
15. Ассос. Агора. Общий вид (реконструкция), план: а — архаический храм; б — портик, двухэтажный со стороны агоры и одноэтажный в сторону повышения уклона; в — булевтерий; г — портик, в нижнем этаже которого, выходящем на юг, располагались бани
Архитектура Древней Греции. Ассос. Агора. План

Агора в Ассосе (рис. 15), расположенная на террасе, поперек крутого склона местности, существенно отличается от типичной ионийской агоры. Трапециевидная в плане площадь застроена портиками только с двух продольных сторон; северная стоя была двухнефной и двухэтажной; южная — трехнефной, со стороны площади агоры она выглядела одноэтажной. В ее цокольной части, примыкающей к подпорной стене террасы, были расположены бани. В восточном, более широком торце площади по оси комплекса находился простильный храм, восходящий еще к архаическому периоду; другой, узкий торец был замкнут зданием булевтерия и парадными воротами.

Несмотря на асимметрию объемов, в основу композиции ансамбля положено четкое геометрическое построение: продольные стороны площади, образованные портиками, и ее центральная ось, на которой расположен храм, имеют единый геометрический фокус. Раскрытие пространства площади на храм и закономерность построения, предопределенная колоннадами с их активным перспективным сокращением, подчеркивали значение храма как главного здания ансамбля. Позади храма, стоявшего на обрыве, пространство площади было раскрыто на окружающую природу.

Композиция площади, обрамленной колоннадами портиков и замкнутой в торце, противоположном главному входу храма, стала широко применяться в римских форумах позднереспубликанского и императорского периодов. Примененный в Ассосе прием композиции агоры встречается в греческой архитектуре впервые. Динамическое трапециевидное построение площади, рассчитанное на иллюзорные эффекты резкого перспективного сокращения ее боковых сторон и выделения центра (главного здания), предвосхищает композицию прославленных ансамблей Возрождения и барокко.

Архитектура Древней Греции. Коринф. План центра города
16. Коринф. План центра города

Агора в Коринфе близка по форме площади к агоре в Ассосе, только значительно больше ее по размерам. Комплекс сооружений агоры в г. Коринфе (2-я половина IV—III вв. до н.э.) был сильно перестроен в, римское время (рис. 16).

Огромная трапециевидная площадь (255x127 м) была застроена по продольным сторонам двухпролетными (дорического и ионического ордера) портиками. Через пространство северного портика и широкую лестницу агора связывалась с террасой, где был расположен архаический храм Аполлона, господствующий над всем ансамблем. С этой же стороны находились пропилеи главного входа на агору, к которым подходила улица, ведшая от порта. Южный портик агоры длиной 165 м был в IV в. до н. э. одним из самых больших в эллинистической Греции.

Архитектура Древней Греции. Афины. Агора. Стоя Аттала II. Интерьер
17. Афины. Агора. Стоя Аттала II. Интерьер
Архитектура Древней Греции. Афины. Агора. Панорама (макет)
18. Афины. Агора. Панорама (макет), план: а — Гефестейон; 6 — эллиническая постройка: в — стоя Зевса Элевферия; г — храм Аполлона Патрооса; д — пропилон булевтерия (справа—Метроон); е — Новый булептерий; ж — фолос; з — алтарь Двенадцати Богов; и, к — алтари; л — Южная стоя; м — Средняя стоя; н — стоя Аттала II; о — Священная дорога; п — храм Ареса
Архитектура Древней Греции. Афины. Агора. План

Агора Афин в эпоху эллинизма была застроена рядом новых зданий. Крупным сооружением была построенная в 159—138 гг. до н.э. стоя Аттала II (рис. 17, 18). Она имела в длину 142 ив ширину 19,5 м, была двухэтажной и занимала восточный край площади. В верхнем этаже она была однонефной, в нижнем — двухнефной. Наружные колоннады были дорическими, в верхнем ярусе — ионическими, как и средний ряд опор нижнего яруса. Верхний ярус посредине не имел опор.

Стой сооружались не только в комплексах агоры, но и как самостоятельные сооружения. В Афинах у подножия Акрополя рядом с участком Асклепия и театром Диониса Ев-мен II воздвиг стою, носящую его имя (197—159 гг. до н. э.). Размер стой 163X16 м; к сожалению, от нее сохранились только фундаменты.

Архитектура Древней Греции. Афины. Башня Ветров. Общий вид Архитектура Древней Греции. Афины. Башня Ветров. Фасад
19. Афины. Башня Ветров. Общий вид 20. Афины. Башня Ветров. План, фасад, разрез, деталь ордера
Архитектура Древней Греции. Афины. Башня Ветров. План, деталь ордера
Архитектура Древней Греции. Афины. Башня Ветров. Разрез

Близ агоры в Афинах находилось небольшое, но монументальное здание, так называемая Башня Ветров, предназначенная для водяных часов (рис. 19, 20). Башня Ветров была построена в середине I в. до н.э., т.е. уже во времена римского владычества. Однако ее архитектура типично эллинистическая. Башня была восьмигранной, высота ее 12,1 м, внутренний диаметр 6,81 м. Снаружи на верхних частях граней были устроены солнечные часы. Стороны башни были ориентированы по странам света, и каждая из граней завершалась в верхней части фризом с символическим изображением летящего ветра; коническая мраморная крыша увенчивалась медным флюгером в виде тритона с вытянутой в его правой руке палочкой, указывающей направление ветра. С северо-востока и с северо-запада в башню вели две двери, обрамленные двухколонными портиками. В капители портиков были введены остроконечные пальмовые листья, окруженные венцом невысоких листьев аканта. Каннелированные стволы колонн поставлены на верхнюю ступень стилобата без базы, т.е. так, как это свойственно дорическому ордеру. Объемная композиция башни, ее детали и орнаментация свидетельствуют о свободной от строгих канонов трактовке архитектурных форм. Так, например, рельефные изображения летящих ветров перекрывают архитектурные профили антаблемента, венчающего башню. Масштабность башни преуменьшена из-за того, что стены ее сложены из крупных квадров камня, завершающий скульптурный фриз очень широк (отношение ширины фриза к высоте остальной стены 1 : 3,5).

В Башне Ветров блестящее решение получает главный завершающий карниз, элементы которого построены на основе переработки ордерного карниза применительно к завершению монументальной крупноквадровой стены. С этим связаны уменьшение выноса, развитие поддерживающей части и усложнение профилей ее обломов, нарушение канонических пропорциональных соотношений между несомыми поддерживающими частями антаблемента.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации)