Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции эпохи эллинизма

Глава «Общественные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)


Экклесиастерий в Приене. Булевтерий в Милете. Театр в Приене. Театр в Эфесе. Театр в Оропе. Милетский гимнасий. Стадион в Милете. Гимнасий в Приене. Пергамская библиотека


В связи с новыми социально-экономическими отношениями в эпоху эллинизма получают широкое распространение общественные сооружения самого различного назначения. Наряду с храмами они отличаются монументальностью и тщательностью исполнения.

Залы для собраний народных представителей (экклесиастерии) и городского совета (булевтерии) были особенно широко распространены и получили богатую пластическую обработку главным образом в эпоху эллинизма.

Архитектура Древней Греции. Приена. Экклесиастерий. Разрез, реконструкция интерьера
31. Приена. Экклесиастерий. Разрез, реконструкция интерьера, современный вид, план
Архитектура Древней Греции. Приена. Экклесиастерий. Современный вид Архитектура Древней Греции. Приена. Экклесиастерий. План

Экклесиастерий в Приене, возведение которого датируется III в. до н.э., представлял собой небольшое, почти квадратное в плане сооружение с местами, расположенными П-образным амфитеатром (рис. 31). Выполненные в мраморе места для участников собрания вмещали около 640 человек. В центре прямоугольной площадки, образованной нижним рядом мест, находился алтарь и напротив него — ниша для оратора. Для сокращения пролета перекрытия вдоль стен были поставлены квадратные столбы, эффективно завершающие ступени с местами. Пролет зала был значительным — около 20 м, что заставляет предположить наличие висячих стропил. С боков от места оратора и в углах здания позади столбов были устроены лестницы. Главные входы в экклесиастерий были расположены с южной стороны и связывали его со «священной» стоей, имелись входы и с севера в уровне верхнего обхода.

Архитектура Древней Греции. Милет. Булевтерий. Вид сохранившихся частей зала Архитектура Древней Греции. Милет. Булевтерий. Капитель пропилона перистильного двора
32. Милет. Булевтерий. Вид сохранившихся частей зала. Капитель пропилона перистильного двора
Архитектура Древней Греции. Милет. Булевтерий. Реконструкция общего вида
Архитектура Древней Греции. Милет. Булевтерий. Разрез, план
33. Милет. Булевтерий. Реконструкция общего вида, разрез, план, реконструкция интерьера
Архитектура Древней Греции. Милет. Булевтерий. Реконструкция интерьера

Булевтерий в Милете, строительство которого датируется 175—164 гг. до н. э., представлял собой прямоугольный в плане зал заседаний, вмещавший 1500 человек в амфитеатре с концентрическими рядами мест (рис. 32, 33). Внутри здания имелись четыре круглые опоры на прямоугольных цоколях, поддерживавшие прогоны, на которые опирались конструкции деревянного перекрытия. Перед залом заседаний находился перистильный дворик с портиками дорического ордера, главный вход в него со стороны городской площади был оформлен изящным четырехколонным портиком (пропилоном) коринфского ордера. Капители колонн портика имели тонкую прорисовку листьев аканта и усиков, необычайно пластичных и гибких. Внутри здания наружным полуколоннам соответствовали гладкие дорические пилястры, расчленяющие стену.

Здание было двухъярусное с рустованным цокольным ярусом и верхним, расчлененным дорическими полуколоннами, с антаблементом, что соответствовало структуре его внутреннего пространства. Ордер полуколонн имел ряд ионических деталей — тупые ребра каннелюр, прорезанные иониками эхины.

Основные входы в зал заседания были предусмотрены со стороны двора, дополнительные, расположенные на западной стороне здания подводили к угловым лесенкам, ведущим на верхний уровень мест для зрителей. Зал булевтерия освещался оконными проемами, расположенными на уровне второго яруса между полуколоннами.

В сооружениях для общественных собраний эллинистические зодчие создают новый облик зданий большой общественной значимости: это подчеркивается общим монументальным характером архитектуры, укрупнением форм и масштаба здания, разнообразием и богатством обработки фасадов и интерьера.

Совершенно по-новому зодчие используют ордер в неизвестных до того сочетаниях со стеной (полуколонны, пилястры),применяются дорогие строительные (кладка из каменных квадров) и отделочные материалы (мрамор), которые использовались ранее преимущественно в храмовом зодчестве.

Величавостью и монументальностью форм эти здания не уступали храмам.

Театры * были в эпоху эллинизма одним из наиболее распространенных типов общественных сооружений. Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. Поскольку в эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, а хор утратил свое значение, в драме основным местом игры актеров становится плоская кровля проскения, используемая ранее только для эпизодических выступлений. Актеры выходят на площадку проскения, либо непосредственно с уровня второго этажа скены, либо по наружным лестницам (рампам). В связи с эволюцией драмы, развитием постановочной техники и необходимостью показа мизансцен, происходящих внутри здания, скена театра претерпевает во II в. до н.э. новую реформу, заключающуюся в уничтожении глухой стены второго этажа (обращенной к зрителю) и раскрытии ее по всей длине тремя или пятью большими проемами (тиромы).

Раскопки театров и письменные источники античности подтверждают наличие в театрах эллинистического периода различных механизмов и устройств для передвижения декораций, полетов, провалов и т.д.

* Исследование композиции греческих театров. См. Быков В. Античные принципы композиции театрального здания (Греция). В сб.: «Вопросы теории архитектурной композиции», № 4. М., Госстройиздат, 1958.

Большое игровое и архитектурное значение в греческом театре имел портик проскениума, который был постоянным фоном театрального действия и завершал разомкнутую подковообразную композицию амфитеатра. Портики проскениума театров классического периода с их круглыми колоннами и узкими интерколумниями, несмотря на их малую абсолютную величину, имели соразмерность большого храмового ордера и не были приспособлены для крепления декоративных щитов (рис. 34). В эллинистический период круглые колонны заменяются полуколоннами, соединенными со столбами, имеющими устройства для их крепления. При этом расстояние между колоннами в целях придания декоративным щитам хороших пропорций сильно расширяется. Архитектура проскения и соразмерность его частей приводятся в соответствии с практическим назначением и небольшими физическими размерами ордера.

Архитектура Древней Греции. Изменение пропорций ордера портиков проскениума и эволюция формы колонн портика проскениума
34. Изменение пропорций ордера портиков проскениума и эволюция формы колонн портика проскениума

В позднеэллинистический период орхестра эллинистического театра используется главным образом для имеющих самостоятельное значение музыкальных, хореографических и цирковых представлений, а также для выступления ораторов во время народных собраний.

В эпоху эллинизма архитектурная организация театрального здания, как и соразмерность его частей, обусловливающие благоприятные видимость, слышимость и высокие архитектурно-художественные качества композиции, были связаны с установлением закономерного построения плана сооружения, упоминаемого Витрувием (Витрувий, кн. V, гл. VII, 1—2.). Однако при их соответствии основным исходным принципам построения, (изложенным у Витрувия, эллинистические театры отличаются большим разнообразием, что связано с величиной театров, конкретными условиями их строительства и исторической эволюцией характера зрелищ. Так, например, возникли типичные для эллинистического театрального зодчества различные эллиптические (трехцентровые) и концентрические формы койлона, отвечающие оптическим и акустическим требованиям в условиях действия актеров на помосте проскения или в центре орхестры. При эллиптическом построении койлона его крылья развернуты в сторону помоста проскения и зрители ориентированы на него; при концентрическом — они ориентированы на центр орхестры, что создает лучшие условия для ее обозрения.

Архитектура Древней Греции. Приена. Театр. Современный вид
35. Приена. Театр. Современный вид, план, реконструкция общего вида со скеной, разрез, реконструкция скены
Архитектура Древней Греции. Приена. Театр. План, реконструкция общего вида со скеной, разрез, реконструкция скены

Типичный пример небольшого городского эллинистического театра — театр в Приене; его строительство датируется 2-й половиной II в. и началом III в. до н.э. (рис. 35). Театр, вмещавший 5 тыс. человек, имел круглую орхестру диаметром 13,54 м, по периметру которой располагались пять мраморных кресел для почетных граждан, жертвенник, сценическая постройка с проскением и двухъярусный амфитеатр, входы в который находились на уровне проходившей за ним улицы, а также на уровне среднего кольцевого прохода (диадзомы). Построение амфитеатра эллиптическое.

Со ступеней театра открывался прекрасный вид на город, комплекс городского центра и морской берег. Этот вид вполне гармонировал с сюжетами бытовой эллинистической комедии и местом действия ее персонажей: улицей, площадью города, жилым домом. Скена театра была простым двухэтажным прямоугольным в плане сооружением, выложенным из мраморных квадров. К первому этажу был пристроен невысокий (2,71 м) мраморный портик проскения, колонны которого, приспособленные для крепления декоративных щитов, состояли из квадратного столба и дорической полуколонны с заплечиками. Характерной особенностью архитектуры портика является соразмерность ордера, отвечающая масштабу небольшого по размерам сооружения. Во II в.до н.э. верхний этаж скены, сделанный в виде гладкой стены с дверными проемами, перестраивается; возникает скена с тремя большими проемами — тиромами.

Превращение театра во внутригородское сооружение сказалось на характере его архитектуры — более тщательной и богатой отделке интерьера и фасадов скены. Театр в Приене был отделан белым мрамором, украшен статуями, орнаментальными рельефами; капители полуколонн и антаблемент портика имели полихромную раскраску. Тонкость профилей, тщательность выполнения работ и внимание, с которым выполнены профили и детали, — все это свидетельствует об отношении к архитектуре внутреннего пространства театра, как и к интерьеру замкнутого пространства других общественных зданий.

Архитектура Древней Греции. Эфес. Театр. План
36. Эфес. Театр. План

Театр в Эфесе (III—II вв. до н.э.) вмещал около 23 тыс. зрителей (рис. 36). Как и у театра в Мегалополе, он имел три яруса; его койлон достигал в поперечнике 152 м. Скена имела типичное для восточной группы больших ионийских театров строение в виде вытянутого вширь прямоугольного двухэтажного здания с пристроенным к нему прямым портиком проскения, большим количеством помещений на первом этаже и единым залом на втором, открытым на игровую площадку проскения семью большими проемами.

Архитектура Древней Греции. Ороп. Театр. Скена (реконструкция), план
37. Ороп. Театр. Скена (реконструкция), план

Театр в Оропе (III в. до н.э.) — один из самых маленьких эллинистических театров — вмещал 3—5 тыс. зрителей (рис. 37). Наряду с почти таким же маленьким театром в Новом Плевроне он по размерам окружности основания койлона был почти в 3 раза меньше, чем театр в Мегалополе (12,4 м).

Устройство скены театра в Оропе типично для большинства небольших эллинистических театров. Верхний этаж скены, вначале глухой, прорезанный лишь дверными проемами, так же как и в Приене, подвергся позднейшей перестройке и получив пять больших открытых проемов. Архитектура скены театра в Оропе реконструируется с достоверностью и может служить хорошим примером интересного масштабного сопоставления мелко расчлененного дорического портика проскения (поддерживающего игровой помост) и крупных членений второго этажа скены с тиромами.

Архитектура Древней Греции. Афины. Жертвенник в театре Диониса
38. Афины. Жертвенник в театре Диониса
Архитектура Древней Греции. Остров Делос. Театр. План
39. Остров Делос. Театр. План
Архитектура Древней Греции. Пергам. Театр
40. Пергам. Театр

В период эллинизма подвергаются переделке почти все сценические постройки театров классического периода — Диониса в Афинах, театры в Эпидавре, Эретрии, Сиракузах, Сикионе и других городах (рис. 38, 39). Возводятся вторые этажи скены и пристраиваются портики проскениев, многие из которых получают рампы. Типична в этом отношении перестройка во второй половине II в. до н.э. скены старейшего театра Диониса в Афинах, прошедшего все стадии эволюции здания греческого античного театра и с которого начинались, по существу, все нововведения в театральном зодчестве. В этот период между глубокими выступами параскениев классического периода строится колоннада проскения с рампами и возводится второй этаж скены. В позднеэллинистический период (II в. до н.э.) древние параскении уничтожаются и заменяются небольшими боковыми выступами колонного портика, имеющими чисто декоративное значение, и в это же время, а возможно и несколько раньше, второй этаж скены получает тиромы.

Во II—I вв. до н.э. большое распространение приобретают прогулочные портики, пристраиваемые к скене театров, или расположенные рядом с ней портики или перистильные дворы (Помпеи, Эфес, Пергам; рис. 40). Тем самым повышается градостроительное значение театральных зданий, которые нередко занимают в городе большой участок, формируя самостоятельный театральный ансамбль.

Наряду с рассмотренными выше типами общественных зданий широкое распространение получили спортивные сооружения.

Архитектура Древней Греции. Милет. Гимнасий. План. Реконструкция внутреннего двора
41. Милет. Гимнасий. План. Реконструкция внутреннего двора

Милетский гимнасий, предназначенный для спортивных и учебных занятий, имел продолговатую форму замкнутого, строго симметричного перистильного двора (19,5Х37,4 м), входом в который служил небольшой пропилон с четырехколонным простильным портиком, увенчанным низким фронтоном (рис. 41). Северный портик, замыкающий дорический перистиль и лежащий против входа, был сделан значительно выше и имел ионический ордер. В данной композиции интересно контрастное сопоставление колоннад более низкого дорического ордера перистиля с более высоким и стройным ионическим портиком экседры.

Архитектура Древней Греции. Милет. Стадион. План. Разрез по трибунам
42. Милет. Стадион. План. Разрез по трибунам

Стадион в Милете, построенный во II в. до н.э. (рис. 42), имеет в отличие от стадиона в Приеме прямоугольные трибуны для зрителей, расположенные не с одной, а с двух сторон поля для состязаний. Спортивное ядро стадиона имело 194,5 м в длину (стадий), 27,44 м в ширину и несколько продольных беговых дорожек. Стадион вмещал 14 тыс. человек. Места для зрителей, представляющие собой профилированные каменные ступени высотой 40 см, были частично вырублены в скале и частично возведены на искусственной подсыпке (северо-восточная трибуна).

Архитектура Древней Греции. Приена. Гимнасий. Реконструкция экседры Эфебов
43. Приена. Гимнасий. План. Реконструкция гимнасия и стадиона. Реконструкция экседры Эфебов
Архитектура Древней Греции. Приена. Гимнасий. План. Реконструкция гимнасия и стадиона

Гимнасий в Приене, расположенный в нижней части города (верхний плохо сохранился), состоял из палестры — квадратного двора, окруженного колоннадами дорического ордера, и примыкающих к нему помещений (рис. 43).

Северный портик гимнасия был двухнефным; за ними располагалось несколько комнат и открытая в пространство портика экседра, отделенная от него двумя ионическими колоннами в антах, поддерживающими антаблемент с орнаментированным фризом и зубчиками. Внутренние стены экседры были разделены на два яруса — нижний, сложенный из квадров, и верхний, обработанный полуколоннами, увенчанными богато профилированным карнизом. Хорошо сохранилась комната для омовений (лутон) с желобом для притока чистой воды, корытообразными раковинами и ваннами.

Архитектура Древней Греции. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. Разрез
Архитектура Древней Греции. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. Реконструкция входа в святилище 44. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. План (в двух уровнях), разрез, реконструкция входа в святилище. Ордер двухъярусной колоннады, разрез
Архитектура Древней Греции. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. План (в двух уровнях). Ордер двухъярусной колоннады, разрез
Архитектура Древней Греции. Пергам. Вид на библиотеку в святилище Афины Никофоры
45. Пергам. Вид на библиотеку в святилище Афины Никофоры

Пергамская библиотека, знаменитое в эллинистическом мире научное учреждение и хранилище рукописей, была построена на Пергамском акрополе. Основные ее помещения примыкали к святилищу Афины и были связаны выходами с галереей второго яруса перистиля двора (рис. 44, 45). В составе библиотеки были комнаты для хранения рукописей, выполненных главным образом на пергаменте, и комнаты для занятий. Залы библиотеки были украшены скульптурными изображениями ученых и поэтов. На плитах стен сохранились имена Гомера, Алкея, Геродота, Тимофея из Милета и др.

Библиотеки, служившие и в эпоху эллинизма одновременно музеями и научными учреждениями, были довольно распространены. Наиболее известной была библиотека в Александрии Египетской, число рукописей в ней достигало 500 тыс. Известны также библиотеки на Родосе и в Смирне.

Наряду с библиотеками в эпоху эллинизма возникают первые античные университеты — таков был так называемый Мусейон в Александрии. По античным свидетельствам, не дошедший до нашего времени Мусейон представлял собой обширный комплекс сооружений, в состав которого входили: библиотека, помещения музея, аудитории и залы для учебных занятий и чтения лекций, помещения пансионата для ученых, писателей, поэтов и студентов, дворы и сады.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)