Архитектура Древней Греции. Огюст Шуази

Огюст Шуази. Архитектура Древней Греции

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture Главы раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции:  Глиняные сооружения. Каменные сооружения: Система кладки стен. Плоские перемычки (архитравы). Детали конструктивных приёмов. Добывание камня. Обработка постелей и швов. Переноска камней. Укладка камней в стенах. Инкрустации. Связывание камней искусственным способом. Конструкция крыши и кровли: Стропила. Потолки, столярные работы. Кровля. Последовательный ход строительных работ. Как погибали памятники греческой архитектуры. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Общие элементы декоративной орнаментации в архитектуре Древней Греции

Общие элементы декоративной орнаментации в архитектуре Древней Греции: Декоративные облицовки. Облицовки из глазури. Штукатурка. Обшивка деревянных конструкций. Украшения, ведущие свое начало из каменной конструкции. Профилировка. Выбор профилей в соответствии с их значением и в зависимости от освещения. Роль первоначальной обработки. Роль материала. Деление профилей по ордерам и эпохам. Декоративная скульптура и полихромия в архитектуре. Непрерывный орнамент. Рельефы и круглая скульптура. Полихромия в архитектуре. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Дорический (дорийский) ордер

Характеристика особенностей дорического ордера. Происхождение форм дорического ордера. Элементы ордера. Происхождение ордера. Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные. Характеристика дорического ордера в главнейшие периоды. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Анализ отдельных элементов дорийского (дорического) ордера и их эволюция

Анализ отдельных элементов дорийского (дорического) ордера и их эволюция. Основания. База. Ствол: Строение. Профиль. Каннелюры. Капитель: Рельефы капители в различные эпохи. Профиль капители. Детали: шейка, «ремешки». Архитрав: Материалы и конструкции. Формы. Фриз: Конструкция фриза. Триглифы. Метопы. Распределение триглифов и метоп. Детали триглифов. Карниз. Коронующая часть карниза, водосточный желоб. Фронтон. Внутренние колонады. Дополнительные признаки дорического ордера: Колонны. Антаблемент. Стены. Головные части стен, или анты. Окна. Софиты. Распределение осей в дорическом ордере. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Ионийский (ионический) ордер

Основные черты ионийского (ионического) ордера. Происхождение  форм ионийского ордера.  Происхождение и образование ионийского ордера.  Преобразования в ансамбле ионийского ордера. Хронология. Первоначальная форма ионийского ордера. Общие изменения ионийского ордера в классический период. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Элементы ионийского (ионического) ордера

Индивидуальные изменения элементов ионийского ордера. Основание. Пьедестал. База: Плинт. База в собственном смысле слова; ее конструкция. Второстепенные скульптурные части ионийской базы. Ствол: Начало ствола, орнаментированные тамбуры. Главная часть ствола. Капитель: Происхождение капители. Строение. Архаические формы. Законченные формы капители с балюстрами. Угловые капители. Капители с четырьмя одинаковыми сторонами. Последние видоизменения. Антаблемент: Архитрав. Карниз. Зубчики. Фриз. Фронтон. Внутренние колоннады и дополнительные части ордера: Ордера внутренних частей. Анты и пилястры. Плафоны. Окна и двери. Детали орнаментов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Коринфский ордер

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера. Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями. Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. 

Ордер кариатид

Ордер  кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью. Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности. На о. Делосе вместо пьедесталов с фигурами гигантов архитекторы ставили опорные столбы, увенчанные фигурами коленопреклоненных быков.

Тосканский ордер. Смешанные ордера

Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским. Мы перечислим здесь его главные особенности.  Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у канонических типов. За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское, вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т.е. египетских элементов.Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Области распространения различных ордеров, их специальное значение и сочетания

Чем руководствовались при выборе того или другого архитектурного ордера.  Географическое распространение ордеров. Значение различных ордеров. Распределение ордеров по ярусам. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Пропорции, перспектива и живописность в греческом искусстве

Пропорции. Храм Посейдонии. Арсенал в Пирее. Пропорции ордеров: Общий вид композиции. Детали колоннад. Пропорции ордеров по Витрувию. Начертание профилей. Модуль и масшаб. Корректирование оптического обмана. Эффект излучения и контрастов. Оптический обман вертикальных и горизонтальных линий: Энтазис колонн. Утолщение боковых колонн. Наклон фронтонов. Замена горизонтальных линий кривыми. Выпуклость плит пола. Время и происхождение методов исправления оптических обманов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Живописное начало в греческом искусстве. Асимметричные части

Живописное начало в греческом искусстве. Асимметричные части. Дельфы. Делос. Олимпия. Уравновешенность масс: пример Афинского Акрополя. Вид Пропилей. Первоначальный вид площади; Афина Промахос. Парфенон и его угловые перспективы. Первая панорама Эрехфейона. Эрехфейон и Афина Промахос. Живописность и первое впечатление. Появление элементов симметрии. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Направление и общий план греческих храмов

Греческий храм. Микенский дворец и храм. Направление и общий план храмов. План наиболее древних храмов. Переход от архаического плана к плану V века: Постепенное изменение длины храма. Сокращение портика. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Внутреннее расположение и редкие примеры планов храмов Древней Греции

Внутреннее расположение и редкие примеры планов храма в Древней Греции. Храм во время Витрувия: Внутреннее расположение. Классификация храмов по Витрувию. Особые варианты храмов. План Эрехфейона. Расположение скульптуры и жертвенника в греческом храме. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Греческий храм. Целла, ее внутреннее устройство, перекрытие, освещение

Греческий храм. Целла, ее внутреннее устройство, перекрытие, освещение. Нефы: Целла с одним нефом. Целла с тремя нефами. Верхний этаж боковых сооружений и лестницы. Храм Гигантов в Акраганте. Устройство внутренних колоннад, разделяющих целлу в Посейдонии на три нефа. Перекрытие целлы. Структура и утилизация чердачных помещений: Восстановление вида чердачных помещений. Назначение чердачных помещений и расположение ведущих туда лестниц. Освещение храмов. Гипефральные храмы: Храмы со сплошным перекрытием. Храмы с гипефральным отверстием. Храмы с совершенно открытой целлой. Гипотезы, направленные к согласованию прямого освещения со сплошным перекрытием храма. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Наружная архитектура греческих храмов

Внешний вид храма определяется его колоннадой и фронтоном. Стена целлы, напоминающая лишенные окон стены азиатских домов, скрывается за портиками. Что касается фронтона, то идея его так тесно связана с идеей храма, что, по выражению одного древнего автора, «если бы храм был построен хотя бы на Олимпе, где не знают дождя, он все же был бы увенчан фронтоном». Эволюция наружного портика отражает всю историю архитектуры храма. Последовательные изменения форм ионийского храма. Эвольция форм дорийского храма: Храм с антами и четырехколонный храм. Шестиколонная композиция. Ранний тип: передний портик в два ряда колонн, закрытый пронаос. Упразднение передней стены пронаоса и второго ряда колонн входного портика. Уменьшение боковых портиков и превращение ступеней в уступы оснований. Появление постикума. Внешний вид гексастильного храма в V в. Восьмиколонный храм. Варианты в семь и двенадцать колонн. Храм Ники Аптерос. Филиппейон. «Эдикула Артемиды» в Элевсине. Храм S в Селинунте. Храм D в Селинунте. Большой храм в Посейдонии. Храм Фесея.  Храм T в Селинунте. Парфенон. Олимпийский храм. Храм в Сиракузах. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Скульптурные и живописные украшения; утварь храмов

Хронологическая последовательность и характерные черты развития Древнегреческой скульптуры. В Греческих храмах скульптуре принадлежали поля фронтонов, метоп и фризов. Памятники фронтонной скульптуры. Храмовые статуи. Росписи древнегреческих храмов. Площадь храмов. Священные ограды. Греческий храм классической эпохи. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Пропилеи

Входом во двор царского жилища служили ворота, – монументальные пропилеи. План этих пропилей повторился в воротах, открывающих доступ на храмовую площадь. Перед фасадом священной ограды с проделанными в нем широкими пролетами воздвигался колонный портик; такое устройство напоминает обычай восточного гостеприимства – предоставлять приют всем приходящим; оно напоминает те «ворота», открытые для всех, которые возвышались на площади перед дворцом. И таким образом понимание храма, как жилища бога, простирается вплоть до устройства выступающего вперед входа, подготовляющего входящего к значительности самого храма. Пропилеи афинского Акрополя. Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Архитектура греческого театра

Архитектура театров, так же как и архитектура пропилей, является ответвлением религиозного искусства греков. Известно религиозное происхождение сценических представлений. Алтарь, помещавшийся по середине театра, напоминал об этом. Представлениями большого театра Афин руководил жрец Диониса. Общие приёмы устройства театров в классическую эпоху. Изменение архитектуры театра, произошедшие в римскую эпоху. Планы театров: Греческий театр. Видоизмененный театр римской эпохи. Устройство деталей театра: Машины. Трибуна сцены. Треугольные призмы и декорации переднего и заднего планов. Занавес. Акустические приспособления. Главнейшие греческие театры: Театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре, театр Херонеи, театр в Дельфах с подвижной трибуной сцены, Делос, театр Сегесты в Сицилии , театр в Тоармине, театр в Сиракузах, три театра Лаодикеи Ликийской, театр в Аспенде. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Гражданская архитектура Древней Греции

Памятники гражданской архитектуры Древней Греции. Стадии, цирки, гимнасии. Места народных собраний: рынки, гражданские портики, публичные сады. Агора. Арсенал г. Пирея. Коммеморативные и надгробные памятники. Гробница Мавсола. Скульптуры. Надписи, статуи, хорегические эдикулы. Жилище. Дворец. Дом. Общественные и оборонительные сооружения. Дороги, мосты, акведуки, портовые сооружения. Оборонительные сооружения. Крепостные стены. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Организация строительных процессов. Школы в искусстве и параллельный ход развития древнегреческой культуры и искусства

Финансовая организация общественных работ. Состав строительных организаций. Школы в искусстве и ветви греческой семьи народов. Эпохи искусства и эпохи общей истории: Дорийский стиль. Ионийский стиль. Параллельный ход развития архитектуры, изобразительного искусства и литературы в греческом мире. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture