Базилики. Иконников А.В.

Пространство в архитектуре римской античности. Базилики

Глава «Пространство в архитектуре римской античности. Базилики» книги «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве». Автор: Иконников А.В. Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). Издательство «КомКнига», Москва, 2006


При всей значительности лаконичной метафоры Пантеона и впечатляюще сложного развития римской концепции архитектурного пространства в зданиях терм императорского времени, имевших непреходящее значение для европейской культуры зодчества, типом здания, оказавшим наиболее глубокое и непосредственное влияние, стала базилика — зал с колоннадой. Тип этого главного гражданского здания городов римской античности, где оглашались постановления властей, осуществлялись как судопроизводство и биржевые операции, так и свободное общение, восходит к эллинистической стое. Генезис его, однако, неясен. Сложился он в центральной Италии времен республики, откуда распространился по провинциям римского Запада. Муниципальные базилики располагались в связи с рыночной площадью и обычно кроме зала с внутренней колоннадой включали группы дополнительных помещений.

Наиболее ранние известные примеры восходят ко II в. до н. э., когда складывались основания новации, определившие характер новой эры в архитектурном мышлении. Распространилось, в частности, использование бетона для разнообразных сводчатых покрытий. Ранние базилики с их высокой центральной колоннадой, обрамляющей среднюю часть обширного более низкого зала, имели деревянное покрытие. А. Ригль объяснял это тем, что «рыночные базилики происходят, очевидно, от открытого двора, перекрытого из практических соображений кровлей» [Ригль А. Значение позднеримской архитектуры. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935. С. 146.].

Базилики — здания протяженные. «Базилики должны быть в ширину не меньше трети и не больше половины своей длины, если только этому не препятствуют условия места и не заставляют как-нибудь изменять их соразмерность» — утверждает Витрувий, не считая нужным подтвердить какими-либо доводами то, что казалось, видимо, твердо установившимся [Витрувий. Кн. V. 1, 4.]. Ригль полагал, что именно продольное здание создано для движения людей внутри него [Ригль А. Значение позднеримской архитектуры] и, следовательно, сама динамичность функций предполагала как направленность пространства, так и растворение в нем ограничивающих тактильных структур.

В начале II в. до н. э. в Риме построена базилика Эмилия — продолговатый зал с внутренней четырехсторонней колоннадой, получившей верхнебоковое освещение обрамленного ею пространства через окна, которые расположены над пониженными обрамляющими частями. Одна из длинных внешних сторон здания, обращенная к форуму, была раскрыта колоннадой. Похожую схему разработал Витрувий для построенной им базилики в Фано, которую он описал в трактате [Витрувий. Кн. V. 1, 6-10.].

В этой схеме с продольной осью, поддержанной трибуналом — возвышением для магистрата — и входом в другой узкой стороне, соперничала сильная поперечная ось открывающейся вовне колоннады. В базилике Ульпия, длинная сторона которой была равна стороне огромной площади форума Траяна в Риме, последнего и самого крупного из императорских форумов, зодчий усилил продольную ось двухъярусной внутренней колоннады экседрами, расположенными на ее торцах. От главного пространства экседры отделяла двойная одноярусная колоннада (110-113 гг. н. э.).

В III в. схема базилики Ульпия использована для огромной, с плоским потолком, поднятым на 30 м, и двухъярусной внутренней колоннадой, базилики на форуме Северов в Лептис Магна (Сев. Африка). Экседры здесь прямо открывались в колоннаду среднего нефа, а боковые нефы были разделены на два яруса, чем подчеркивалось главенство высокого центрального нефа с его верхним ярусом окон. Экседра на одной из длинных сторон, торжественно обрамляющая главный вход от форума, входила в его композицию и не влияла на интерьер, где преобладала продольная ось. И все же противоречие, присущее витрувианскому варианту типа, сохранялась. К тому же одинаковость экседр лишала пространство главного нефа направленности, ориентированности на возвышение трибунала.

Этого недостатка не имел другой вариант типа, представленный базиликой в Помпеях (78 г. до н. э.). Вытянутый прямоугольник ее плана обращен к форуму одной из коротких сторон; здесь расположен главный вход; двухъярусный трибунал на противоположной стороне завершал продольную ось, ставшую главной визуально и функционально. Организация естественного освещения главного нефа окнами над пониженными боковыми подчеркнула логику глубинного построения пространства.

Соревнование двух приемов организации пространства было завершено их соединением в грандиозной базилике, начатой императором Максенцием на Римском форуме и завершенной Константином (307 - после 313 гг.). Для ее зала использована система перекрытия прямоугольного в плане пространства крестовыми бетонными сводами, разработанная при строительстве монументальных императорских терм. Здесь она получила еще более крупный масштаб (центральный неф высотой 35 м перекрыт тремя ячейками крестового свода с пролетом 25 м). Распор массивной конструкции воспринимали мощные столбы, поддержанные поперечными стенами, которые соединены цилиндрическими сводами. Пологие контрфорсы над этими стенами, расчленявшими боковые нефы, укрепляли возвышающуюся часть среднего нефа, ограждение которой прорезано огромными арочными окнами.

Ритм поперечных стен, расчленяющих боковые нефы, подчеркивал значение центрального и его оси, направленной от входа к экседре с трибуналом. Главенство этой оси очевидно и неоспоримо; визуальные связи, объединяющие боковые нефы, ограничены сквозными перспективами сквозь арочные проемы в поперечных стенах. Поперечное направление цилиндрических сводов гасит эти вторичные оси, параллельные главной. Но при этом возникли поперечные оси, связанные с расчленением интерьерного пространства. Они определены не только конфигурацией сводчатого покрытия, но и широкими проемам, прорезающими наружные стены (последним, по сути дела, придана каркасная структура). Роль света в организации пространства усложнилась, создавая в ней некую двойственность. Возникла активная взаимосвязь внутреннего и внешнего пространств, определяющая визуальные характеристики здания как объема, воспринимаемого извне.

Три поперечных оси связаны с одинаковыми пространствами; они композиционно равноправны и подчинены главной продольной оси. Но уже возникла напряженность взаимодействия продольных и поперечных направлений развертывания интерьерного пространства, дополненная движением по вертикали, — к сводам и верхнему ярусу проемов центрального нефа.

Здание базилики Максенция—Константина стало не только вершиной развития римской архитектуры монументальных сводчатых пространств. Оно уже заключало в себе гены архитектурных тем грядущих исторических периодов. Намеченное в нем взаимодействие продольного и поперечных направлений получило логическое развитие ранее всего в крестово-купольной системе византийских храмов. В нем прослеживается и начало генезиса пространства храмов западного христианства с их более жестким подчинением глубинному развитию от главного портала к алтарю. Закрепился, обрел завершенную форму тип интерьера, пространство которого целостно и, вместе с тем, четко артикулировано распределением света благодаря «базиликальному» разрезу с повышенным средним и пониженными боковыми нефами. Началось и развитие той схемы распределения нагрузок в конструкции, которая впоследствии определила характернейшие черты средневековой романской архитектуры и более поздней готики (передача распора сводов на поперечные стены и контрфорсы).

Новый словарь архитектурных форм определился в своих физических очертаниях. При развитии христианства он наполнялся новыми значениями. Стремление более полно и адекватно выразить эти значения стало причиной дальнейших циклов трансформации языка формы, в том числе и языка организованного пространства. Непрерывности процесса способствовало то, что для церквей христианства, ставшего государственной религией, приспосабливались существовавшие здания базилик, а затем строились храмы, следующие их модели.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)