Архитектура Древнего Рима. Огюст Шуази

Огюст Шуази. Архитектура Древнего Рима

Огюст Шуази. Архитектура Древнего Рима

Главы раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.

Каменное зодчество Древнего Рима

Строительные приёмы в каменном зодчестве Древнего Рима: Стены, арки, перемычки. Типы сводов из тесаного камня: сплошные коробовые своды; перекрытие малыми сводами, или плафонами на арках. Редкие разновидности сводов: Крестовый свод. Монастырские своды. Сферические своды. Литая кладка на растворе: Строительные материалы. Применение камня и кирпича в строительной практике Древнего Рима. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Портик в Помпеях. Ворота Перузы. Гардский мост. Свод виадука между Константиной и Бискрой. Перекрытие галереи амфитеатра в Ламбезе. Гробница в Пергаме. Галереи театров в Джераке и Никее. Купол в Джераке. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Методы римского строительства

Методы римского строительства: Стены. Способ постройки капитальных стен римских зданий. Состав кладочного раствора. Своды на растворе: Массивы и крепления. Ахурный кирпичный остов. Схема кладки сводов. Главные типы свода на растворе. Опоры сводов. Деревянные части и мелкие детали конструкции. Деревянная конструкция: Римские стропила. Фермы с затяжкой. Деревянные перекрытия Древнего Рима. Стропила Пантеона. Мостовые фермы. Пользование металлом для ферм. Кровля. Лёгкие строительные конструкции. Разделение труда на римской стройке. Наружное убранство зданий и сооружений Древнего Рима.  Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Свод Пантеона. Термы Агриппы. Залы терм Диоклетиана и Каракаллы. Амфитеатр в Капуе. Акведук в Фрежю. Амфитеатр в Сенте. Акведук в Элевсине. Пропилеи Аппия. Базилика Максенция. Храм св. Петра. Базилика Траяна. Базилика Фано. Мост Цезаря на Рейне. Мост Траяна на Дунае. Гробница Юлиев в Сен-Реми. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Общий характер архитектуры этрусского и консульского периодов

Принято повторять со слов самих римлян, что влияние Греции было быстрым и непосредственным и что декоративное искусство появилось в Риме немедленно после взятия Коринфа (середина II в. до н. э.). Это неверно. Еще задолго до взятия Коринфа в Риме зародилось действительно римское искусство, резко отличавшееся своими мужественными формами от современного ему греческого, и это искусство не исчезло. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Саркофаг Сципиона Барбата. Ворота Вольтерры. Ворота Перузы. Базилика в Пренесте. Круглый храм в Тиволи (Тибуре). Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический ордера

История римского декоративного искусства состоит, как и у греков, главным образом в истории ордеров. Нам предстоит рассмотреть для каждого из них два параллельных способа применения, т. е. греко-этрусскую и греческую школу. Дорийский (дорический) ордер и его тосканский вариант. Разновидности римской дорической капители. Хронологические изменения антаблемента дорического ордера. Ионический ордер. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Римский храм Благочестия. Храм в Коре. Театр Mapцелла. Римский Табулярий. Римский Колизей. Ворота Перузы. Храм Фортуны Вирилис. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Римские ордера: Коринфский ордер

Детали коринфского ордера в архитектуре Древнего Рима. Пьедестал  и  база. Ствол колонны. Капитель: Формы и пропорции. Варианты коринфской капители. Сложные капители. Карниз: Примитивный карниз без модильонов. Моделированный карниз. Различная форма модильонов. Обзор главнейших разновидностей коринфского карниза. Детали коринфского ордера: Фронтон. Соффиты. Отверстия. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Храм Юпитера Статора на Форум Романум. Пантеон. Храм в Тиволи. Арка Тита. Базилика Антонина. Храм в Ассизи. Сады Колонны. Храмы Венеры и Ромы. Храм в Виенне. Форумы Нервы и Траяна. Базилика Пренесты. Алтари Пантеона. Храм Антонина и Фаустины. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам

Поярусное расположение ордеровв архитектуре Древнего Рима и их применение к аркадам. Аркады на импостах. Аркада на колоннах. Поярусное распределение ордеров. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Ворота Перузы. Римский Табулярий. Театр Марцелла. Амфитеатр в Арле. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима

Римляне до эпохи империи возводили свои колоннады из крупнозернистого камня и покрывали их, по примеру греков, облицовкой из штукатурки. В храмах Тиволи, Ассизи и Фортуны Вирилис штукатуркой покрыты колонны, антаблементы и даже капители.... Облицовка больших пространств римских зданий (Пантеон, термы Каракаллы, Диоклетиана) представляет собой маркетри из мраморных плит различных оттенков. Общие тона становятся таким образом, более глубокими, а гармония — более тусклой. Эта несколько мрачная пышность производит в целом впечатление спокойного величия, вполне свойственного Риму..... Отделка и орнамент в архитектуре Древнего Рима. Римская декоративная облицовка и полихромия. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Пропорции в римской архитектуре

С точки зрения пропорций в римской архитектуре, по крайней мере в религиозной, мы находим греческие методы. Так как внутреннее расположение храмов не подчинено никаким требованиям утилитарного характера, то Витрувий рассматривает их очертания, исходя из положения, что все части определяются немедленно после выбора ордера и установления соотношения между толщиной колонн и интерколюмниями. Этим последним соотношением определяется модульная единица, из чего уже само собой вытекает все остальное; таким образом, римские храмы имеют не больше «масштабности», чем греческие.  Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Храмы и базилики Древнего Рима

Памятники религиозной и гражданской архитектуры Древнего Рима. Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики. Различия в архитектуре Римских и Греческих храмов... Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом... Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима:  Римский Пантеон. Храм Юпитера Капитолийского. Храм Фортуны Вирилис. Храм Благочестия. Базилика в Фано. Базилика Ульпия. Базилики в Трире и Пергаме. Базилика Константина. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Римские термы

В Помпеях и Трире существуют до сих пор почти полностью сохранившиеся термы. В Риме имеются термы Тита и Диоклетиана. Один из зал последних стал впоследствии нефом большой церкви. Развалины терм Каракаллы, не принадлежавших к числу самых крупных, занимают площадь в 14 га. Они окружены, в качестве пристроек, рядом сооружений, которые встречаются по отдельности как в греческих, так и в римских городах: палестрами, стадионами, залами для игр, базиликами и даже библиотеками.... Планы терм Древнего Рима. Функциональное зонирование и техническое обеспечение древнеримских терм. Разнообразие внутренних эффектов в архитектуре римских терм. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Амфитеатры, театры и цирки Древнего Рима

Если судить по этрусской живописи, то бои в римских амфитеатрах ведут свое начало от погребальных обрядов Этрурии. Однако амфитеатр получает соответственное архитектурное оформление только в сравнительно позднюю эпоху. Во времена Витрувия бои гладиаторов происходили на форуме, причем эстрадой служили портики. Нет никаких доказательств глубокой древности, приписываемой так называемым этрусским амфитеатрам, например в Сутри и Ферренто, а древнейший каменный амфитеатр построен не раньше, чем за 25 лет до н. э...  Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Амфитеатр Статилия Тавра. План и разрез Римского Колизея (Колоссея). План римского цирка Максенция. Театр Помпея. театр Марцелла в Риме. Цирк Нерона. Гипподром в Константинополе. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Дороги, мосты и акведуки Древнего Рима

Сооружения общественного назначения в Древнем Риме: Честь проведения воды по горам и осушения болотистых местностей подземными каналами принадлежит этрускам. Римляне приписывали проведение первых мощеных дорог карфагенянам, но монументальный характер был придан этим трем видам общественно-полезных сооружений (дороги, мосты и акведуки) уже самими римлянами. Рассматриваемые архитектурные и инженерные объекты Древнего Рима: Большая дорога (Via Appia). Древнеримские водопроводы (Aqua Appia): Альбанский водоспуск. Водоспуск Ла-Марта. Клоака Максима. Сеговийский акведук. Мосты - Pons Mulvius: Мост в Римини. Гардский мост.  Сомьерский и Вермантонский мосты. Везонский мост. Мост Саларио. Мост Цезаря на Рейне. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Фортификационные сооружения Древнего Рима

Архитектура укрепленных мест пережила две эпохи: эпоху союзнических войн, когда каждый город мог опасаться нападений со стороны соседа, и эпоху угрозы варваров, когда ставилось на карту самое существование империи. В промежуточный же период — период «римского мира» — внутренние крепости были заброшены, и все внимание сосредоточивалось на пограничной зоне; городские стены самого Рима застраивались пригородными домами, и новая стена была возведена только в 270 г. при Аврелиане, когда к Риму стали приближаться варвары. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Почётные и надгробные памятники Древнего Рима

Триумфальные арки. — Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью. Достаточно напомнить арки Тита и Септимия Севера в Риме, арку Константина, скульптура которой взята с арки Траяна, арки Траяна в Анконе и Беневенте; в Афинах — арку Адриана, в Алжире — арки Тебессы и Тимгада, во Франции — арки в Оранже, Реймсе, Безансоне, Кавольоне и Сен-Шама. Сентская арка является редким примером двупролетной триумфальной арки. Триумфальные колонны и статуи: Колосс Нерона.  Колонны Траяна и Антонина в Риме. Гробницы:  Мавзолеи Августа и Адриана. Гробницы Цецилии Метеллы и семьи Плавтов. Гробница св. Елены. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Римские жилища

Римский городской дом. Общий план. Атриум под открытым небом, или каведиум. Атриум в прямом смысле слова, в виде базилики. Внутреннее расположение домов по древнему плану Капитолия. Дом в Помпеях. Детали внутреннего устройства и убранства римского жилого дома. Скученность домов в больших городах. Римская вилла. Вилла Адриана. Жилой дом в Сирии времён Римской империи. Древнеримский дворец. Примеры императорских жилищ: Палатин и дворец в Спалато. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Римский город

Попытаемся мысленно объединить памятники римского города. В республиканскую эпоху они группировались вокруг форума, на котором помещались, как описал нам Витрувий, не только базилика, где обсуждались дела и чинилось судопроизводство, но и портики, т. е. склады, где хранились подати, вносившиеся натурой. Древний форум в Риме довольно хорошо соответствует этому описанию, являясь беспорядочным сочетанием базилик, портиков и храмов. Посередине возвышалась открытая трибуна, а в глубине — галерея архивов — Табулярий. Собрания, для которых площадь форума являлась слишком тесной, переносились на Марсово поле, представлявшее контраст с загроможденным форумом обширностью своего свободного пространства.... Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Архитектура и социальный строй римлян

Архитектура в связи с общей историей и социальным строем римлян. Влияния и эпохи. Строительные приёмы в различные эпохи римского искусства. Эпохи развития декоративного искусства в Древнем Риме. Искусство империи выявляется во всем своем блеске от эпохи Августа до эпохи Антонинов. В это время были воздвигнуты портик Пантеона, портик Октавии, Колоссей (Колизей), форум Траяна, храм Beнеры и Ромы, храмы Юпитера Статора и Марса Мстителя, храм в садах Колонны.  Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Местные школы римской архитектуры

Уже неоднократно говорилось о разнообразии проявления римского искусства и его приемов в зависимости от местности, по которой его изучают. Римское зодчество не представляло собой единого искусства, почти так же, как и империя не представляла собой единой нации. Как Римская империя — только соединение автономных провинций, так и римская архитектура— собрание различных видов зодчества, на которые центральной властью наложен отпечаток общей тенденции, но которые, однако, сохраняют до конца свою природную индивидуальность. В искусстве, как и в римской цивилизации вообще, отмечаются два главных направления: римский Запад и греческий Восток. Адриатика делит империю надвое, и искусство перерождается при переходе с одного берега на другой. Мы видим на Западе, в Италии, Испании и даже Африке кладку из мелкого камня на растворе, покрытую наружной облицовкой. На Востоке же, в самой Греции и азиатских провинциях,— декоративную обработку самого тела сооружений, т. е. непосредственное наследие архитектуры эллинов.  Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Организация строительных работ в Древнем Риме

Способы строительства свидетельствуют о вполне определенном понимании римлянами финансовой стороны общественно-полезных сооружений. Они вкладывали в это строительство огромные капиталы на первоначальные сооружения, с тем чтобы не тратиться впоследствии на ремонт. Римские дороги свидетельствуют об этой системе еще более отчетливо, чем гражданские сооружения. Под влиянием современного режима капитала в наши дни поступают наоборот: экономия на первоначальных затратах позволяет поддерживать сооружения и, что особенно важно, реконструировать их по мере изменения потребностей. Древнее же общество такого постоянного изменения потребностей не знало. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture